Публикации

Дорога домой

Дата: 04.02.2018

Автор: Протоиерей Игорь Гагарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10578

Почему покинул отчий дом юноша из притчи о блудном сыне? Ясно почему. Он был молод, у него было много денег. Что дома? Труд, воздержание и послушание отцу. А за воротами дома — свобода, независимость и наслаждения.

Сколько удовольствий можно вкусить, если имеешь молодость, силы и деньги! И поэтому спросим, что же плохого сделал младший сын? В чем не прав он? Разве не к наслаждению жизненными благами стремится любой человек? А если так, то многие должны сказать: юноша прав, только вот отца не надо было обижать и с деньгами поступить более рассудительно, так, чтобы до конца жизни хватило.

Что же возразить на это? Может быть, скажем, что вовсе не к наслаждению призван человек? Труд, воздержание и послушание — вот блудном сыне? Ясно почему. Он был молод, у него было много денег. Что дома? Труд, воздержание и послушание отцу. А за воротами дома — свобода, независимость и наслаждения.

Сколько удовольствий можно вкусить, если имеешь молодость, силы и деньги! И поэтому спросим, что же плохого сделал младший сын? В чем не прав он? Разве не к наслаждению жизненными благами стремится любой человек? А если так, то многие должны сказать: юноша прав, только вот отца не надо было обижать и с деньгами поступить более рассудительно, так, чтобы до конца жизни хватило.

Что же возразить на это? Может быть, скажем, что вовсе не к наслаждению призван человек? Труд, воздержание и послушание — вот достойная жизнь. Не сластолюбцем, а трудолюбцем должен быть любой из нас. Так учат детей, так пишут во многих «правильных» книгах, но мало кого это убеждает. И душа, и плоть стремятся к наслаждениям, и мало кто отказывается от них, если имеет возможность вкусить.

И мы, христиане, не будем спорить со сластолюбцами. Они по-своему правы. Ошибаются только в одном — путают сладость подлинную, наслаждение истинное с подделками, фальшивками. Подделки доступны и относительно дешевы — их можно купить за деньги. Вина, яства, одежды — все это доступно любому, если он при деньгах. Подлинная сладость — общение с Богом, созерцание Божественного Света, и вершина его — пребывание в Царстве Небесном. И если цена первого — деньги, то цена второго — подвиг. Подвиг не в том, мирском, смысле этого слова, связанном с героизмом, а в значении «подвижничество», включающем в себя труд, воздержание и послушание, то есть все то, от чего бежал «блудный сын».

Подвижники и аскеты изнуряли себя «бдением и пощением», спали на голой земле и отказывали себе даже в самом, казалось бы, невинном удовольствии не потому, что не хотели радости, а потому, что хотели радости подлинной, хотели наслаждения настоящего, непреходящего и вечного, того, которое только у Бога, только в Боге, только в Царстве Небесном.

«Все это сказки, и мы не верим этому», — ответят многие. Во все века были многие люди, решительно уходившие от Отца, чтобы обрести реальное, земное счастье. В XX веке целая страна, целый народ в большинстве своем пошел дорогою «блудного сына» и стал строить свою жизнь без Бога. И вновь, как бывает всякий раз, когда кто-то из людей избирает путь «блудного сына», свобода оборачивается тем, о чем читаем в притче: «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15: 16).

Конечно, не всегда это происходит буквально. Но в том или ином виде конец этого пути — бесславие. Не в том смысле, в котором понимает славу и бесславие мир, а в ином, высшем. Люди, напротив, могут завидовать, восхищаться и прославлять того, кому, как им кажется, «посчастливилось». Но душа в конце концов обнаружит, что она стоит на четвереньках перед свиным корытом.

О блудном сыне читаем, что, «пришед в себя», он решил возвратиться к отцу. Сделать то же самое призывает сейчас Церковь каждого из нас. «Придите в себя, опомнитесь, пробудитесь. Вы, говорит Церковь, и сами не заметили, что снова оказались вдали от отчего дома». Впереди — время Великого поста, время пути к Пасхе. Это и есть дорога домой. И радость встречи с Отцом — как в притче, Он обнимет нас, а потом поведет в дом — блудных, грешных, но раскаявшихся и любимых.

Источник: журнал «Великий пост в поучениях святых старцев», выпуск №2