Публикации

Сретение Господне — 15 февраля 2017

Дата: 15.02.2017

Просмотров: 12016

История праздника

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк. 2, 22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни иудейского народа.

По Закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий по причине необходимости очищения после родов. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Будучи святой и родив Богомладенца, Матерь Божия не нуждалась в очищении, однако по глубокому смирению Она исполнила предписание Закона.

В храме Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь встретил (по-церковнославянски сретил) праведный старец Симеон, много лет ожидавший этого события по обещанию Архангела, принял Богомладенца на руки и возвестил миру об увиденном им Младенце как о Спасителе. Поэтому праведный Симеон и получил наименование Богоприимец. С ним встречала Младенца Иисуса и святая старица и пророчица Анна.

Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном ознаменовало встречу Ветхого и Нового Завета: Закона Божия, данного для соблюдения еврейскому народу, и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенного всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

В Русской Православной Церкви праздник Сретения Господня отмечается также как День православной молодежи.

Значение праздника

С древнего времени праздник Сретения Господня отмечается 15 (2 — по старому стилю) февраля, на 40 день после Рождества Христова.

В Иерусалимской Церкви праздник Сретения возник в IV веке, а на Западе становится известным с V в. Византийский император Юстиниан в 542 г. ввел общецерковное празднование Сретенья Господня с особой торжественностью: в этот день совершался крестный ход (особое шествие духовенства и мирян с несением Креста) с возжёнными свечами.

Чин благословения свечей, совершаемый в этот день, указывает, что вся жизнь христиан — это путь навстречу Богу, и Сам Бог помогает нам идти по этому пути, ниспосылая нам Своё просвещение и благодать.

Возжённая свеча — это образ христианина, принявшего через Церковь огонь и свет веры Христовой, и дарящего этот свет всем окружающим его людям.

Тропарь Сретения Господня

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, // да́рующаго нам воскре́сение.

Перевод:

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя возсияло Солнце правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение. 

В этом тропаре мы обращаемся с приветствием к Пресвятой Деве Марии, родившей Христа Бога, Просветителя нашего; обращаемся с приветствием и к праведному старцу Симеону, удостоившемуся принять Его на свои руки.

Кто это сущия во тьме? Это язычники, до пришествия Спасителя на землю не знавшие истинного Бога, жившие беззаконно и находившиеся таким образом как бы во тьме.

Кондак Сретения Господня

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/но умири во бранех жительство,/ и укрепи православныя христианы, их же возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Перевод:

Освятивший чрево Девы (Богородицы) Своим рождением (от Нее) и Благословивший Симеоновы руки, как оно и подобало (поскольку Симеон был праведник), Ты и ныне спас нас скоро (от моровой язвы), Христе Боже. Но даруй успокоение от войн (нашему) государству и укрепи православных христиан (в греческом тексте кондака  «царей»), к которым Ты проявляешь Свое благоволение, единственный (истинный) Человеколюбец

Читайте также