Новости Закамского благочиния

В Свято-Вознесенском соборе в праздник Крещения Господня пройдут праздничные богослужения и водосвятный молебен

Дата: 16.01.2011

Просмотров: 1883

19 января, в день, когда  Православная Церковь празднует Крещение Господне, на роднике возле Свято-Вознесенского собора пройдет водосвятный молебен, который совершат после ночной Божественной литургии священнослужители храма.

Грядущий праздник Крещения Господня откроется службой в Крещенский сочельник, которая начнется 18 января в 7 часов 30 минут с Царских часов, по окончании которых служба продолжиться Крещенской вечерней с 13 паремиями праздника. В конце утреннего блока служб будет отслужена Литургия Василия Великого.

По окончании Литургии в храме будет совершено Великое освящение воды.

Исповедь на службу сочельника в 8 часов утра.

Вечерняя служба начнется в соборе в 16:00.

Всенощное бдение праздника по традиции состоит из Великого повечерия, Литии и Утрени.

Исповедь на ночную службу начнется в 16:00.

Ночная служба откроется чтением акафиста праздника 18 января в 23:30.

Ранняя Литургия праздника начнется после полуночи, по окончание чтения акафиста

В конце службы будет исход с крестным ходом на водные источники и освящение их.

После водосвятного молебна все желающие смогут набрать крещенской воды и совершить погружение. Очень важно, что погружение в освященную воду совершается осознанно, с молитвой и верой - в этот великий праздник вода придает силы не только духовные, но и телесные. Набрать воду на роднике можно будет в течение 3 дней.

Утром,  19 декабря, в 9.00, совершится Божественная литургия, по окончании которой пройдет праздничный молебен с крестным ходом.

Великая Агиасма

Великая Агиасма, то есть богоявленская вода, или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь Православной Церкви. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Великую Агиасму пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Таин. Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор. В Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на Литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем чтобы вкусить Богоявленской воды натощак. Великая Агиасма, остающаяся после совершения таинства Крещения, выливается в «место непопираемое». В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, когда нет возможности причаститься животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови, совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». О чудесных свойствах богоявленской воды упоминает уже свт. Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, с этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

На ектеньи великого освящения воды Церковь молится:  «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа...». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов..., и на всяку пользу изрядну (сильную)...».  В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи.

Водоосвящение – это церковное священнодействие, посредством которого вода как один из естественных первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.

Древнейшей общецерковной практикой является водоосвящение в чине таинства Крещения, где вода предстает как вещество Таинства, необходимое для возрождения всего человека, а погружение в нее, вместе с помазаниями освященным елеем и святым миром, служит знаком сообщения невидимой благодати. Согласно свт. Василию Великому, крещальное водоосвящение есть древнейшее устное предание Церкви. О крещальном водоосвящении упоминает «Апостольское предание», один из самых ранних литургико-канонических памятников. По образу крещального водоосвящения на Востоке в V–VI вв. сформировались чины водоосвящения на праздник Богоявления; как символика, так и благодатное действие богоявленского водоосвящения таковы, что оно уподобляется Водоосвящению при Крещении и называется Великим водоосвящением.

Молитва водоосвящения проявляет структурное и содержательное сходство с центральной молитвой Евхаристии – Евхаристическим каноном, что указывает на особую святость воды Крещения.

Согласно современным православным богослужебным книгам, великое Водоосвящение должно совершаться после вечерни и Божественной литургии накануне Богоявления.

Диакон Димитрий Половников