Новости Закамского благочиния

В Елабуге состоялось архиерейское богослужение на Троицком кладбище

Дата: 17.08.2021

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3026

15 августа архиерейское богослужение состоялось в городе Елабуге. Впервые за более чем сто лет Божественную литургию архиерейским чином на Троицком кладбище на месте разрушенной Троицкой церкви отслужил викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий. Владыке сослужили настоятель Троицкого прихода иерей Илья Кривов, благочинный Закамского округа протоиерей Андрей Дубровин.

Первый проект каменной кладбищенской «загородной» церкви был создан в 1828 году. В январе 1830 года Вятская Духовная консистория выдала храмозданную грамоту на построение двухпредельного каменного храма во имя Святой Троицы и Божьей Матери. В этом же году «строителем» Иваном Дьячковым началось возведение церкви на «прикладную Троицкую сумму» и пожертвования Елабужского почётного гражданина, купца Фёдора Григорьевича Чернова.

Храм был выполнен в виде двухэтажной ротонды, окружённой в нижнем ярусе колоннадой. В 1832 г. была отстроена колокольня и освящены два придела, поместившиеся в нижнем этаже церкви — Успения Богоматери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Верхний Троицкий придел был освящён в 1840 г. Под галереей были устроены сводчатые склепы.

К храму примыкали узкая трапезная с антресолями, освещаемыми полуциркульными окнами, и трёхъярусная колокольня с круглым верхним ярусом и высоким шпилем. Удачно найденные пропорции, оригинальное решение объёма трапезной, чисто ампирное решение фасадов и отделка интерьеров под «мрамор» придавали небольшому зданию изящество, лёгкость и лиризм, свойственные подлинному архитектурному шедевру.

Предположительно в период с 17 по 22 сентября 1930 г. церковь была взорвана, а кладбище подверглось разрушению и запустению. На части кладбища были построены жилые дома.

На Троицком кладбище было много надгробных памятников, по свидетельству дьякона Троицкой церкви Г.Е. Верещагина, на Троицком кладбище хоронили и в 90-е годы XIX столетия. По имеющимся сведениям, в 1926–27 годах на территории кладбища находилось 2624 памятника (из них 1606 каменных плит, 111 мраморных). Кроме того имелось несколько склепов: Чернова, Гвоздикова, Гирбасова, Стахеева. Сейчас почти все утрачено.

Во время февральских событий 1918 года в Елабуге красногвардейцами были расстреляны протоиерей Павел Дернов и трое его сыновей — Борис, Григорий и Семён, которые ныне прославлены Церковью.  Недалеко от разрушенной Троицкой церкви, на месте захоронения священника и его сыновей, в 2010 году при участии Елабужского государственного музея-заповедника было установлено надгробие.

После того, как настоятелем прихода стал иерей Илья Кривов, стали регулярными богослужения под открытым небом. Службы проходят как летом, так и зимой и верные прихожане переносят тяготы как зимнего холода, так и жаркого лета этого года. Над центральной частью уцелевшего фундамента храма была поставлен шатер, который защищает от осадков переносной престол и жертвенник, на которых проходят службы.

За воскресным богослужением пел хор прихода. Вместе с прихожанами в храме молился Заместитель генерального директора по научной работе Елабужского государственного музея-заповедника Александр Деготьков. Проповедь по запричастном стихе произнес настоятель прихода иерей Илья Кривов, который затронул множество тем, особенно коснувшись темы постного делания и регулярного Причащения Тела и Крови Господней.

За Литургией были вознесены прошения и молитва во время вредоносного поветрия. После отпуста Литургии епископ Иннокентий обратился с поучительным словом:

«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с воскресным днем, днем памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого Московского чудотворца. Мы собрались на месте святом, месте, где погребены наши земляки, новомученики и исповедники, пресвитер Павел со своими детьми, которые был умучены более 100 лет назад в Елабуге и похоронены на этом кладбище. Впервые за более чем столетний перерыв совершена архиерейская служба здесь, на руинах храма. Мы можем судить, что здесь стоял небольшой, но великолепный храм, с уникальной архитектурой для нашей Казанской земли. Это был чудесный храм.

Мы приходим на богослужение всегда в состоянии поиска. Мы что-то ищем. Поиск — это вообще естественное состояние человека. Мы всегда ищем. Каждый может искать что-то свое, но все мы без исключения вольно или не вольно объединены одним поиском и главным поиском. Мы ищем Бога, и находим порой в неожиданных для нас жизненных ситуациях. Но подлинное счастье для человека — это обретение Бога. Если Бог стал для нас обретенным,  если мы не мыслим жизнь без Его участия в нас, то мы стали подлинно счастливыми. И вся история христианского и дохристианского мира показывает, что подлинное счастье человека, пребывание с Богом.

Посмотрите евангельский пример блудного сына, ведь он тоже искал счастье. Он взял часть имения своего отца, положенное ему по наследству, пошел в далекую страну и там расточил, и когда стал жить в полной нищете и унижении, питаясь вместе со свиньями, понял, что он лишился самого главного, он лишился счастья быть со своим отцом, счастья быть с Отцом Небесным. Мы тоже подчас ощущаем это лишение только тогда, когда впадаем в тяжкие обстоятельства нашей жизни. Когда мы чувствуем, что Бога рядом с нами нет, когда мы чувствуем, что чего-то лишились и удалились. Согрешая, мы удаляемся от этого источника света, жизни, здоровья, счастья. Согрешая и удаляясь от Бога, мы теряем то подлинное человеческое счастье, быть частью мироздания, частью Промысла Божия.

Почему же сегодня мы говорим о счастье? Потому что в жизни и в церковной жизни есть множество примером этого подлинного счастья. Посмотрите, блаженный Василий, Христа ради юродивый, ничего не имел, даже одежды не имел, нагим ходил в лютые морозы. Имея дар пророчества, дар прорицания, он однако же для себя ничего в жизни не требовал. И даже от царских подарков отказывался. Так в чем же его счастье? А счастье в том, что он себя чувствовал идущим рука об руку с Богом. Он чувствовал и знал, что в его жизни присутствовал  Христос. В этом было его подлинного счастье. Поэтому Церковь и называет его блаженным, что со славянского и переводится как счастливый. Человек идущий вместе с Богом — счастлив.

И время поста, который мы совершаем, пусть будет поиском счастья. Не нужно впадать в крайности. Найдите в себе возможность от чего-то отказаться этим постом, но сделать это ради самовоспитания, сделать это ради своего счастья с Богом и вы уже исполните главную суть поста. Ради того, чтобы душа наша истощаясь, делалась тонкой и восприимчивой для восприятия Божественной истины.

Пусть Господь, молитвами Пречистой Девы Марии, которую мы особенно вспоминаем Успенским постом, пребывает со всеми нами. Пусть Господь пребывает с нами, что станет залогом подлинного счастья для каждого из нас».

Затем викарный архиерей преподал прихожанам благословение.

(П)