Новости Закамского благочиния

Флаг Клуба «Спас» — на Эльбрусе [+Видео]

Дата: 04.09.2020

Автор: Анжела Киселева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5386

На высочайшую вершину России штандарт Клуба юных спасателей «Спас» при Боровецком храме донес и запечатлел педагог клуба, профессиональный спасатель, сотрудник МЧС России Владимир Ушаков.

Впечатлений от восхождения — огромное множество. Эльбрус является самой высокой точкой нашей страны, и, несмотря на сравнительно простое восхождение, в этих походах ежегодно гибнет по несколько десятков человек. Поэтому с уверенностью можно сказать, что покорение Эльбруса — это «нехилое» приключение, наполненное адреналином, опасными для жизни ситуациями и 100-процентная проверка себя на прочность. Таким оказался поход и для спасовцев. Они вернулись оттуда довольные и счастливые. В восхождении принимали участие: Владимир Ушаков, его друг Николай Кузьмичев и подопечный Алексей Бернатус.

Всего на этот поход, включая дорогу туда и обратно, а также само знаменательное восхождение на Эльбрус, ушло девять дней. К этому событию спасовцы готовились давно. К сожалению, покорение Эльбруса не принесло нашим ребятам новых спортивных званий и разрядов, но, несмотря на это, восхождение дало спортсменам колоссальный опыт и новые практические знания, которыми Владимир Сергеевич будет делиться с детьми на занятиях в Клубе. «Как только разрешат  заниматься в «Спасе», как минимум месяц мы будем тщательно разбирать наше восхождение», — говорит педагог.

Из Набережных Челнов наша группа выехала 15 августа. Они прибыли в Пятигорск, где окунулись в целебные минеральные воды. Оттуда  добрались до поляны Азау — станции, которая находится у подножья Эльбруса. Отсюда, собственно, и начинается подъем в гору. Спасовцы официально зарегистрировались в Эльбрусском поисково-спасательном отряде, который находится в поселке Терскол, и двинулись в путь. Дойдя до высоты примерно 2350 метров над уровнем моря, они затем на маятниковом подъемнике добрались до станции «Мир» (3500 м). Здесь есть музей, где собраны различные предметы времен Великой Отечественной войны, но в те дни он был закрыт на реконструкцию. Чуть выше от станции, на ровной поляне, наша группа нашла хорошее место для расположения. Там и устроили бивак, поставили палатку, поели и переночевали первую ночь.

— Когда стали готовить кушать, выяснилось, что мы забыли в машине соль, — рассказывает Владимир Ушаков. Конечно, на первый день у нас была тушенка. Также в поход мы взяли сушеное мясо. Мы его специально готовили, сушили, чтобы получилось легкое, сублимированное. Мы рассчитывали еду на десять дней, да еще и с запасом. То есть еды было достаточно. Еще хорошо, что мы с собой взяли десять литров покупной воды, потому что в этом сезоне снежный покров очень сильно сместился вверх, и если бы мы ее не приобрели дополнительно, нам бы за ней пришлось подниматься выше метров на 500. А утром, переночевав, я пошел обратно вниз, к машине — за солью… Более того, мне потом и на третий день с высоты 4100-4130 метров пришлось спускаться второй раз — за обувью потеплее для Алексея.  

Владимир Сергеевич рассказывает, что уже в первую ночь у всех проявилась горная болезнь — трещала голова. Первые симптомы начинают проявляться уже после 3000 метров. Но в целом, у участников нашей группы болезнь протекала довольно легко, благодаря тому, что они до основного подъема делали акклиматизационные выходы на водопады у поселка Терскол. А вот главный акклиматизационный период — четыре дня — состоялся на уровне 4100 метров, неподалеку от перевалочного пункта спасателей. Такой длительный временной промежуток необходим, чтобы организм успел перестроиться. «Спать нормально не получалось, — рассказывает Владимир Сергеевич, — все время болела голова, у Алексея и Николая испортился аппетит. Но кушать надо было плотно, приходилось буквально заставлять их есть. А еще мы пили медикаменты, чтобы помочь организму».

На четвертый день участникам нашей группы стало легче. Интересно было оказаться в середине августе среди снега, они даже поиграли в снежки, полепили. На пятый день прогнозировалась хорошая погода, и спасовцы, пройдя период акклиматизации, отправились дальше. Вышли в 1.15. В это время уже катались ратраки — специальная гусеничная техника, которая используется для уборки снега и перевозки людей. На них путешественники из коммерческих групп доставляются быстро и без больших усилий ближе к вершине. Вообще людей на Эльбрусе было очень много, были протоптаны целые тропы.

Алексей Бернатус дошел до середины скал Пастухова (4600-4800м.) и решил спускаться обратно. Николай также на высоте 4600 метров решил не идти дальше, поскольку у него сильно мерзли ноги.

— Я считаю, что решение ребят было правильным, — комментирует Владимир Сергеевич. — У меня у самого были прежде две попытки, и только на третью я взошел на Эльбрус. Нужно очень трезво оценивать свои силы, чтобы идти вперед, потому что подняться — это одно, но ведь еще надо спускаться! На это может не хватить сил или ноги замерзнут, или руки. Решение на спуск, я считаю, в данном случае всегда правильное. Лучше не рисковать и спуститься, чем остаться там навсегда.

Где-то на уровне 5100 метров начинается довольно опасный участок трассы — Косая полка. Это склон горы, где протоптана тропа для одного человека. С этого склона часто люди падают или скатываются. Владимир Сергеевич рассказывает:

— На Косой полке мы догнали коммерческие группы. Многие из людей были в очень плохом состоянии: кто лежит, кто бледный сидит, кого уже спускают, кто-то спускается сам — обратно, потому что дальше идти невозможно. Их или резко подняли, не дав как следует пройти акклиматизацию, или такая реакция произошла из-за того, что они восходили не своими силами, организм не адаптировался таким образом. Мы спрашивали их: «Нужна ли какая-то помощь?», но гиды этих групп справлялись сами.

Владимир Ушаков отмечает, что, несмотря на то, что в целом его состояние было нормальным, у него начали уставать ноги. На высоте 5100 метров сильно ощущалась нехватка воздуха — буквально приходилось делать на один шаг четыре вдоха. Он и его спутница Елена, с которой они познакомились ниже, стали делать больше остановок для дыхания.

Поднявшись до седловины Эльбруса, они оставили телескопические палки — дальше был крутой подъем, где они не понадобятся. Там организованы две линии веревок, чтобы те, кто идет на вершину, цеплялись за них и со страховкой, снаряжением и обвязкой забирались наверх. Вторая веревка для того, кто спускается. 

— Последние 200 метров до вершины Эльбруса очень красноречиво в народе называются «Зомби-тропа» — люди добираются до этого места уже в полуживом состоянии, — подчеркивает педагог. В итоге мы обогнали или догнали практически все коммерческие группы. До вершины мы добрались 22 августа. Там пофотографировались, я сделал несколько видеообращений, в том числе и к детям Клуба «Спас». Что я испытывал, дойдя до цели? Огромную радость! Вообще весь путь я был счастлив от того, что восхожу все выше и выше… Честно говоря, мы с Леной были удивлены, что так относительно легко взошли.

На спуске вниз Владимир Сергеевич сделал несколько обучающих видео. По этическим соображениям он даже с практической целью не стал снимать то, что может происходить с человеком при восхождении. Примеров было множество: кто-то полз до Эльбруса уже на четвереньках, кто-то на спуске терял сознание, кто-то по пути — инструменты, одному путешественнику, который уже находился в преагониальном состоянии, гиды давали кислород. Словом, готовиться к покорению таких гор, как Эльбрус, нужно заранее, а снятое видео и будущие уроки с Владимиром Ушаковым должны помочь в этом. «Горы — это и всегда зона повышенного риска. Там, мало того, что действует человеческий фактор, так еще и лавина может сойти или погода сильно подвести», — говорит он. Дважды на спуске Владимир Сергеевич и Лена буквально спасали — хватали людей, скатывающихся и падающих вниз. «Они бы упали с высоты метров 50 на твердую ледяную поверхность. Может, и не погибли бы, но точно переломались. Хорошо, что мы оказались в этот момент рядом», — отмечает он.

Владимир Ушаков рассказывает, что спускаясь все ниже, у него вообще никаких сил не осталось. Дойдя до нашей группы, и дождавшись Николая Кузьмичева, который безуспешно попытался во второй раз взойти на Эльбрус, провели работу над ошибками, сделали выводы и собрались домой. На обратном пути переночевали в Пятигорске, потом заехали в Кисловодск, где было решено немного задержаться: челнинцы вдоволь попили нарзанных вод, посетили огромный национальный парк, который удалось пройти лишь в малой степени. Затем они заехали в Ессентуки, поели осетинских пирогов и уже взяли курс на Набережные Челны. Домой наша группа путешественников вернулась 25 числа.

— Планов на ближайшее время много, — говорит Владимир Сергеевич. — Планируем выезжать на соревнования в Башкирию. В феврале мы ездили туда, и нам очень понравилось. Как только откроют клуб, будем разбирать восхождение на Эльбрус. Дальше будем заниматься в обычном режиме, повторять и закреплять пройденные навыки.  

(А)