Новости Закамского благочиния

На языке сердца [+ВИДЕО]

Дата: 17.06.2014

Просмотров: 6647

Свияжск, 17 июня — Православное Закамье, Людмила Промтова. 12 июня в соборе образа Богоматери «Всех скорбящих Радосте» города Свияжск состоялось открытие III Международного фестиваля «Музыка веры». 

В этом году первый фестивальный день, посвященный православным песнопениям, совпал с празднованием дня России, что отсылало слушателей к летописному сказанию из «Повести временных лет» о выборе веры, определившей дальнейший ход русской истории и послужившей основой для создания российской культуры и цивилизации. Во время концерта кому-то, должно быть, вспомнились слова послов князя Владимира, которые, услышав красоту православных церковных песнопений, так описывали свои впечатления: «и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми». Но обо всем по порядку.

Свияжск встречал людей щедро рассеянными по небу тучами. Остров спокойно парил над рекою в отражениях многоликой древности. Строгая отрешенность белостенных строений архитектурного ансамбля Свияжского Богородице-Успенского монастыря, воздвигнутых зодчим Постником Яковлевым в далеком XVI веке, темные главки Успенской церкви звучали в унисон с исполнением открывавшего фестиваль братского хора этого монастыря под управлением Павла Елисова. Скупость музыкального жеста, простая мужественность пения только подчеркивали беспредельность изначально заложенного в мелодию содержания, не предполагающего конца или начала. Древние распевы «Агни Парфене», «Днесь спасение миру бысть», «Преблагословена еси» резонировали под сводами выполненного в неовизантийском стиле собора, словно выхваченные неизвестным автором фрагменты вечности или подслушанные у бесплотных ангельских хоров славословия, возносившихся Богу у истоков творения.

Репертуар ансамбля духовной музыки «Благовест» села Лаишево, выступившего после братского хора, охватил этапы развития русской духовной музыки от старинных стихов до сочинений композиторов XIX века и композиторов-современников. Материал, дошедший из разных временных и культурных пластов, развернул перед слушателями историческую панораму и приоткрыл взаимосвязь отдельных периодов, протянув мост из прошлого в настоящее и выявив новые грани неизменно поющей души России.

Третьим радовал гостей фестиваля Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой. Лившееся с верхнего клироса пение то превращалось в летний теплый солнечный дождь, то восхищало низвергающимся водопадом, позлащенным богатыми тембрами певцов. Картину дополняли высочайшее мастерство в передаче звуковой палитры и интересные разработки в интерпретации.

Последним выступал вокальный квартет «Притча» Раифского Богородицкого мужского монастыря. Он привнес в фестиваль атмосферу храмовых богослужений, передав состояние особой покаянной молитвенности, непосредственного обращения к Богу.

Финальным аккордом позвучало «Патриаршее многолетие», которое исполнили все участники фестиваля.

Как же все-таки хорошо, что в наше полное политических и общественных диссонансов время проводятся фестивали подобного уровня, создающие среду для мирного диалога культур, способные общаться с человеком любой национальности, пола и возраста на языке сердца — языке музыки.