Жития святых. Аудио

Священномученики Михаил Пятаев и Иоанн Куминов (1930)

Дата: 28.02

Автор: Подготовила Екатерина Русина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12287

Михаил Максимович Пятаев родился в селе Мачкасы Пензенской губернии в 1891 году. Его отец был простым крестьянином, поэтому Михаил получил образование в сельской школе. Затем Михаил поехал в Москву, чтобы продолжить обучение, после чего стал жить в городе Саратов, там он преподавал литературу и русский язык. В этом городе он и познакомился со своей будущей супругой Евфросинией, она была из купеческого рода Ивановых. Ее отец был очень суров, своим сыновьям он дал хорошее образование, а дочери воспитывались в домашней обстановке, потому что отец считал, что их призвание — быть хорошими хозяйками и матерями своим будущим детям.

Тогда развивались реформы Столыпина, в числе которых было переселение русских крестьян в Сибирь, на пустующие земли. Помимо крестьян туда переезжали священнослужители, врачи, доктора и мастера других профессий. Всем, кто хотел добровольно отправиться жить в Сибирь, оказывалась материальная помощь. В связи с этими событиями Михаил Максимович оказался в Омске вместе со своей семьей. Сначала он вновь взялся за преподавание, но потом сделал иной выбор — служить Господу. Так в 1917 году он числился псаломщиком при Крестовоздвиженском храме Омска.

Священномученик Михаил с семьёй и прихожанами

Во время гражданской войны Омск был занят красными, они бесчинствовали в городе и устроили погром в храме, въехав туда на лошадях.

В 1918 году Михаила Пятаев был рукоположен во диакона. Три года он служил в городе Омск, но затем был вынужден просить о переводе в какой-либо сельский храм, так как в городе его большому семейству стало тяжело прокормиться.

В 1921 году отца Михаила перевели в село Малокрасноярка. Это было глухое, далекое от крупных населенных пунктов село, но жители там были богаты и благочестивы, несколько семей были купеческими. Скоро село было занято красноармейцами. Все главы купеческих семей успели скрыться, кроме одного, Василия Севастьянова. Он отказался покидать родное село, красноармейцы схватили его и перед глазами его семьи отрубили ему голову.

В 1923 году отца Михаила хиротонисали во иерея. Священник с большим уважением и любовью относился к приходу своего храма. Малоимущим никогда не отказывал в бесплатном Крещении или отпевании. Люди стали тянуться к нему даже из других сел за духовной и материальной поддержкой. Богатые люди жертвовали средства батюшке, а он все раздавал нищим. Им же он отдавал рыбу, которую сам любил ловить.

Один раз батюшка оставил в сенях мешок с замороженной рыбой, которую наловил. Вдруг он услышал шум, вышел — а там двое нищих дерутся из-за этого мешка. При виде отца Михаила, им стало стыдно, а он пригласил их в дом и велел супруге накормить бедняков.

Священномученик Михаил

В 1928 году ко храму был назначен второй священник, иерей Иоанн Куминов. Он родился в 1865 году в Тобольской губернии, в 1877 году вместе с семьей переехал в Омск. В 1922 году Иоанн был рукоположен в иерея.

В 1929 году в Сибири начались аресты духовенства, связанные с коллективизацией. В январе 1930 года староста села обратился в канцелярию райотдела с прошением провести традиционный крещенский крестный ход на «иордань». Его прошение не приняли, так как теперь НКВД установил форму для подобных заявлений. Вызвали отца Михаила для заполнения формы. Ему дали инструкцию и просили вернуть ее как можно скорее. Там же были формы для составления списков религиозной общины. В канцелярии отца Михаила попросили заполнить эти формы к 10 января для перерегистрации общины. Там же присутствовал глава администрации села, и священник, пользуясь случаем, обратился к нему за разрешением провести собрание общины 5 января. Согласие было получено, глава также сообщил, что пришлет на собрание своего человека.

В тот же день, спустя три часа, иерей Михаил вернул в канцелярию инструкции.

3 января к бывшему члену церковного совета Дорофею пришел человек и передал ему списки православных для перерегистрации общины, якобы, переданные от отца Михаила. Дорофею было предложено взять с собой какого-нибудь грамотного товарища и вместе пройти по селу, чтобы проверить список. Вместо этого Дорофей явился в сельсовет и сказал, что 3 января у него был лично отец Михаил и, не уведомляя сельсовет, велел провести регистрацию граждан.

5 января в сельсовете на основании этих сведений был составлен акт о том, что священник ведет себя подозрительно, нанося ночные визиты жителям села, и в связи с коллективизацией нужно провести расследование.

Священномученик Иоанн

7 января отец Иоанн Куминов служил праздничную Рождественскую службу, а отец Михаил был на клиросе в качестве регента. После Литургии иерей Иоанн сказал проповедь, в которой упомянул о том, что людям не стоит поддаваться на агитацию, проводимую среди населения, ведь их итак обложили высокими налогами. Учитывая, что отношение к Церкви итак было напряженным, любое слово могло спровоцировать арест или закрытие храма.

Так и вышло — одна из прихожанок расценила проповедь, как антисоветскую, и стала разносить по селу слухи. Прихожане пытались ее вразумить, но она никого не слушала. В итоге на допросе она заявила, что иерей Иоанн регулярно занимается агитацией против властей.

Начался допрос крестьян, большинство из них не подтвердили слухов, ведь отец Иоанн только один раз неосторожно выразился в проповеди, а вовсе не вел никаких работ против власти.

Обстановка в селе была напряженной. Друг отца Михаила посоветовал ему уехать в Москву и снова работать учителем, чтобы не случилось чего дурного из-за его сана, обещал помочь ему найти работу и жилье.

Супруга отца Михаила, Евфросиния, также просила его уехать, послушаться друга. Но священник наотрез отказался, посчитав это изменой своему призванию, изменой самому Богу. Жена только вскинула руки, спохватившись, как же она одна вырастит стольких детей, если отца Михаила убьют. Но он утешал ее, что все устроится с Божьей помощью, вырастит она и воспитает замечательных детей.

Молебен священномученикам Михаилу и Иоанну в Малокрасноярке

Через два дня после этого разговора обоих священников арестовали и отвезли в город Каинск. В тюрьме всех заключенных жестоко пытали, избивали, ломали ребра и вырывали зубы. К священникам следователь относился особенно нещадно, на отца Михаила даже приказал вылить ведро с отходами. Но священники держались твердо, не признавались в ложных обвинениях. Отец Иоанн сказал, что в своей проповеди лишь имел ввиду, что люди во всей этой суматохе не должны забывать о Боге и чаще ходить в церковь, а против власти и коллективизации он ничего не имел.

Однако обоих священников обвинили в ненависти к советской власти и что они, пользуясь своим положением, агитировали жителей села объединиться против советской власти, и будто бы даже был создан специальный коллектив, а Михаил Пятаев под видом перерегистрации общины собирал подписи против коллективизации села.

Иерей Михаил заявил, что все это ложь, и он по приказу занимался перерегистрацией церковной общины.

21 февраля священников приговорили к расстрелу, а их семьи было велено сослать на север.

28 февраля к отцу Михаилу пустили на свидание старшую дочь Анну, он сказал ей, что ему невыносимо тяжело оставлять их, многих своих детей и любимую жену.

В ту же ночь Анна увидела во сне, что сама Пресвятая Богородица причащает отца Михаила. Анна проснулась обрадованной, думая, что отца должны освободить, прибежала в тюрьму, но там ей сообщили, что отец Михаил ночью был расстрелян.

Иереи Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были расстреляны той ночью, 28 февраля, и захоронены в общей могиле на кладбище города Каинск.

(Р)