Публикации

Скажите свои десять слов

Дата: 29.10.2020

Просмотров: 11175

Сподобил Господь меня познакомиться с монахом Сергиевой Лавры: ему негде было остановиться в нашем городе, а в моём доме много места. Удивительно: в глазах его присутствовала скорбь, а улыбка была радостной. Отважилась я обратиться к нему с просьбой — назвать десять слов, которые кажутся ему важными. Он перечислил: «БЛАГОДАТЬ, МАМА, СЕРДЦЕ, РАДОСТЬ, СМЕРТЬ, ПРАВДА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, ПЕЧАЛЬ».

МАЛОДУШИЕ... Это слово более других поразило меня. Если вдуматься, то в русском языке каждое слово имеет свой объём: глубокий смысл. МАЛОДУШИЕ — это, наверное, когда есть в человеке душа, но маленькая она у него, быть может, от того, что всё и всех он на себе замыкает: я, мне, меня, моё... И есть слово — ВЕЛИКОДУШИЕ. Душа человека с великой душой как огромный зонтик, спешащий на помощь к тем, в чьей душе непогода. Или как огромная печь, возле которой находят тепло все, кому в этой жизни холодно, потому что «я» великодушного человека неотъемлемо от других людей, для него все как родные братья и сёстры: никто не чужой. Но это моё понимание слов «МАЛОДУШИЕ» и «ВЕЛИКОДУШИЕ». А какой смысл в них вкладывает необычный гость? Он объяснил: «Малодушие — это когда человек хочет сделать доброе, но не делает, потому как размышляет, что о нём подумают другие люди». ПЕЧАЛЬ... Известно, что уныние — смертный грех, потому как человек, не любя никого сам, думает, что и его никто не любит, забывая даже про Всемогущего, Любящего всех нас Бога, и то, что по молитве к Нему творятся чудеса. По-моему, печаль — ступенька к унынию, это когда к горлу подступают слёзы саможаления. Но гость рассказал мне про  другую ПЕЧАЛЬ, в которой нет эгоизма, в которой любовь.   Это печаль о потерянном рае; печаль от своей недостаточности;  печаль, что мало вокруг добра, а потому и нет той жизни, которая   есть  радость; печаль, что не можешь никому помочь... «Никому?» — удивилась я. «Помогает людям только БОГ», — сказал монах.

ЛЮБОВЬ — пребывание в Боге. Это состояние человека — дар Божий.

ВЕРНОСТЬ. Это то, что делает нас едиными. Если мы неверные — значит, нет в нас веры, то есть, мы вне Церкви. Живя же по заповедям Божиим, мы становимся ближе друг к другу, осознаём, что все мы — братья и сестры во Христе.

«Объясните слово «ПРАВДА», — попросила я. «Правда бывает земная и небесная, — сказал монах. — Если мы будем жить не так, как нам хочется, а как Бог велит, то Он не постыдит нас ни в земной жизни, ни в небесной».

«СМЕРТЬ... Почему это слово оказалось среди десяти важных для Вас слов?» — «Смерть желанна для меня», — сказал гость, — она есть переход в новую жизнь, в Царство   Небесное».

— «А я боюсь того, что по грехам моим окажусь далече от  Царства  Небесного». — «Это маловерие», — сказал монах.

— Вы  знаете, что  Покаяние — это Таинство очищения от греха! А Бог — совершенная Любовь. Покаяние и молитвы к Богу о помиловании не  могут  остаться  бесплодными. Иисус сказал: «Я есмь воскресение  и жизнь; верующий в Меня, если  и умрёт,  оживёт» (Ин. 11:25).

«РАДОСТЬ — она что для Вас?» — «РАДОСТЬ — это качество жизни, критерий. Нет радости — нет жизни».

«СЕРДЦЕ?» — «В СЕРДЦЕ находится центр того, где всё в человеке начинается, и всё заканчивается. Смещение центра в сердце от хорошего к лукавому приводит к тому, что человек не только мутирует сам, но отравляет всё вокруг себя».

«МАМА?» — «МАМА —  это то, что роднит нас с этой жизнью. Самое лучшее, что может сделать отец для своего ребёнка, это научить его любить Бога и любить маму». — «А мама?» — «Научить любить Бога и уважать отца».

«У нас осталось ещё одно слово — БЛАГОДАТЬ». «БЛАГОДАТЬ — это сила, дарованная нам от Бога, питание души и тела. Если мы принимаем Божию благодать, то становимся настоящими».

Больше я не стала докучать монаху своими разговорами: время позднее, он с дороги. Пора отдыхать. Утром он угостил меня своим чаем, сказав, что магазинный чай — не настоящий. Проводив его рано поутру, я села и заплакала. Почему? Не могу объяснить. Что-то особое вместе с ним посетило мою душу. Это были какие-то очень добрые слёзы.

И. ТИХАЯ
Источник:
газета «Православный Болгар», №1 (144) январь-февраль 2014