Публикации

В память о третьем походе

Дата: 13.10.2016

Просмотров: 9026

В июне 1552 года царь Иван IV, еще не успев­ший заслужить прозва­ния «Грозный», высту­пил из Москвы в поход против Казанского хан­ства. Это была уже его третья попыт­ка покорения Казани. Две первых, в 1547 и 1549 годах, не увенчались успехом, но теперь все складывалось как нельзя более счастливо. В «Ис­тории России с древнейших времен» С.М. Соловьев пишет: «Везде войско находило обильную пищу: было мно­го всякого овощу, лоси, по словам летописца, как будто бы сами при­ходили на убой, в реках множество рыбы, в лесу множество птиц. Чере­мисы и мордва, испуганные походом многочисленного войска, приходили к царю, отдаваясь в его волю, и при­носили хлеб, мед, мясо; что дарили, что продавали, кроме того, мосты на реках делали».

Картина художника-академиста П.М. Шамшина (1811-1895) «Вступление Иоанна IV в Казань».

23 августа 1552 года 150-тысячное московское войско, вооруженное, помимо прочего, полутора сотнями крупных артиллерийских орудий, по­дошло к Казани и окружило ее плот­ным кольцом. Осада продолжалась более месяца, татары защищались отчаянно, постоянно делая вылазки в стан осаждавших. Даже в день пе­ред решающим штурмом, когда зна­чительная часть городских укрепле­ний была порушена и Иван IV послал казанцам сказать, чтобы они били ему челом и он простит их, татары отвечали: «Не бьем челом! На стенах русь, на башне русь — ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся».

Отсидеться не удалось. 1 октября (14 октября по новому стилю) русское войско пошло на приступ. Восклицания «с нами Бог!» смеша­лись возле казанских стен с крика­ми «Магомет! Все помрем за юрт!». Началась жестокая сеча. Царь в это время молился за обедней в поход­ной церкви, праздновался Покров Божией Матери. «Государь! Время тебе ехать; полки ждут тебя», — го­ворили ему ближние люди, но он отвечал: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». Лишь в самом кон­це обедни, благословившись у духов­ника, Иван поскакал к своему полку.

 

Храм-памятник, построенный в 1813-1823 годах над братской могилой воинов, погибших при взятии Казани. Это один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов в России.

Когда царь подъехал к городу, на стенах его уже развевались русские флаги, а к вечеру столица волжских татар пала. 11 октября русское вой­ско выступило обратно в Москву. 

По обету

Столь знаменательное событие, как завоевание Казанского ханства, от которого москвичи немало натерпелись в прежние годы, требовало уве­ковечения. Еще перед началом треть­его похода Иван IV дал обет в случае успеха построить в Москве на Крас­ной площади большой храм. После победы обет надлежало исполнить.

Покровский собор на Красной Площади

На Красной площади, там, где те­перь красуется собор Покрова Пре­святой Богородицы, издавна стоя­ла деревянная Троицкая церковь.

Кремль в побежденной Казани строился одновременно с Покровским собором в Москве-победительнице.

В 1554 году на ее месте возвели де­ревянный Покровский собор, а уже в 1555 году началось строительство ныне существующего каменного со­бора. Велось оно под руководством русских и, возможно, европейских мастеров, но история сохранила для нас лишь два полулегендарных име­ни — Бармы и Постника Яковлева. Более того, в настоящее время вы­сказывается предположение, что Барма и Постник — одно лицо: Иван Яковлев Постник, «по реклу» (по прозвищу) Барма. 

Благословенно воинство Небесного Царя
 

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»

 Создание иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» (из­вестной также как «Церковь воинствующая») относится к середине XVI века, то есть к «послеказанскому» периоду царствования Ивана Грозного. Связь ее с третьим казанским походом несомненна, но рассматривать этот образ только как аллегорическую картину возвращения русских воинов из Казани, отождествляемой с горящим городом в правой части иконы, в Москву, изображенную в образе «Небесного Иерусалима» в левой части композиции, было бы неверно. Представленное на иконе шествие есть путь святых из «гра­да лукавого» в Горний Иерусалим. Святые изображены на ней в виде воинов, ибо ведут на протяжении земной жизни непрестанную духовную брань. Войско ведет Архангел Михаил, а встречают его Богоматерь и Младенец Христос. Они подают венцы ангелам, которые летят с ними навстречу воинам. Особый интерес вызывает более крупная по сравнению с другими воинами фигура всадника в центре иконы (с крестом). В ней исследователи обыкновенно видят или Ивана Грозного (если толковать изображение, применяясь к историческому контексту), или Константина Великого (при истолковании иконы в символическом ключе). До революции икона «Благословенно воинство Небесного Царя» пребывала в Успенском соборе Московского Кремля, а сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Источник: журнал «Православные храмы»