Публикации

Сила любви Христовой

Дата: 26.09.2016

Просмотров: 6387


27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь протоиерея Владимира Головина, почётного настоятеля Свято-Авраамиевского храма г. Болгар, в день празднования Воздвижения Креста Господня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний день мы видим воздвижение Креста — орудие пыток, на котором умер за твои и мои грехи наш Бог. Сегодня видим явление... страшной неблагодарности, которую мы круглосуточно воздаем нашему Творцу за Его безграничную, невыразимую никаким языком Любовь к нам погибающим.

Как же нужно любить Творцу людей, чтобы ради нас Ему бесстрашно идти на страдания. Бессмертному идти на смерть. Достойному всякой, в высшем человеческом понимании Славы, покрыться позором и унижением. Судье вселенной — быть судимому. Праведному — от неправедных оклеветанным быть. И создавшему нас с потенциалом совершенства и святости принять такими, какие мы есть — в безобразии уродства греха, не осуждая, но любя. Взирая на Крест, мы видим и наше внутреннее устроение, видим до чего своими грехами довели нашего Бога — вот до этой самой страшной смерти. Мы не только умудрились отравить жизнь себе сами, нам не только удалось испоганить жизнь близких наших, нам удалось даже убить нашего Бога. Крест — это сила Его бесконечной Любви к нам и нашей, никакими словами невыразимой неблагодарностью. Поэтому нам сегодня понятны слова, которые поются в Церкви: «Крест Господень целуем со страхом и радостью». Радостью — ибо видим эту непобедимую Любовь Божию. Страхом — ибо сознаем свою преступную жизнь, за которую такой дорогой ценой заплатил Сын Божий.

В послании апостола Павла коринфянам сегодня за богослужением читалось определение любви. Сказано так:

«Любовь (а истинная любовь есть только в Боге), любовь Христова, истинная любовь никогда не раздражится, всё стерпит, всё примет, всему поверит, никогда не прекратится».

И мы видим это, взирая на Крест Господень. Глубину этих чувств всё более и более ощущали и апостолы — свидетели тех страшных часов, в которые они видели умирающего Спасителя на Голгофе. И, как говорят обычно, «великое видится на расстоянии»... Чем больше шли годы, тем глубже осознавалось апостолами то, свидетелями чего они были, опытниками какой силы Любви, Богом явленной миру, они стали... Именно эта сила Любви Божией перевернула всё их естество. И потому они проповедовали миру, как пишет апостол, не в мудрости философствующего слова — в силе Духа этой Любви.

Познавая эту Любовь и опыт этой Любви, которую пережили апостолы, что, все апостолы Господа горели в этой Любви до конца, отдав Ему и нам свою жизнь, приняв смерть в страданиях и пытках, на каторгах и в тюрьмах. Проходя земную жизнь, они горели лишь одним желанием — всем донести, всем рассказать, всем явить эту силу Божией Любви к нам. Ученики апостолов, ученики их учеников из века в век, из поколения в поколение несли эту правду. На протяжении трех веков непрекращающихся гонений на исповедующих имя Распятого Бога Любви хранили верность Ему и сами сораспинались Ему в муках. Помня Его слово, которое Он сказал: «Меня гнали, и вас будут гнать». И, неся эти гонения и муки, с радостью взирали на основоположника Любви распинаемой, мучимой, но побеждающей всякую неправду и ложь этого мира.

Уже с конца III начала IV вв., когда уже не было гонений, многие христиане, отрекаясь от всего земного, уходили в пустынные места и ничего, кроме непрестанного горения любви к Богу, не искали в этой жизни.

В IV веке в 325 г. новый император Рима, в котором первые христиане видели, в первую очередь, гонителя, вдруг издал указ, так называемый миланский эдикт, в котором Церковь Христова, объявлялась вне гонений. Христианский мир дрогнул: 300 лет непрерывных гонений. А вскоре посыпались новые указы один за другим: выпустить из тюрем христиан, вернуть из ссылок, прекратить гонения на христиан, разрешить открывать христианам храмы, закрыть ряд языческих храмов и переоборудовать их в христианские, и т.д. Император переносит столицу языческого Рима на восток в новый город — Константинополь. И первое, что он делает, ставит колонну, на которой на высоте изображен в большом размере Крест Христов. Он приказывает строить храм в центре города, называя его храмом двенадцати апостолов, куда по его повелению сносят их останки-мощи.

Христианская Церковь была потрясена совершившейся, явной для всех победой Христа. Христос Крестом победил древнего врага — дьявола, зло этого мира и сердце императора. А вскоре это потрясение еще более усилилось: престарелая мать императора Елена, отправившись в Палестину, начинает массовую государственную программу по раскопкам мест, связанных с земной жизнью Христа Спасителя. Близ Иерусалима происходят археологи-ческие раскопки, цель которых — найти Крест Господа. По целому ряду данных на месте страданий Христа иудеи, чтобы унизить жертву Христову, устроили свалку городских отходов. А во II веке после второго восстания иудеев император Антоний на этом месте приказал построить языческий храм «богине» распутства и разврата Венере. Императрица Елена приказывает снести это капище и начать раскопки. В слое мусора были обнаружены три креста. Какой из них Христов?

В Иерусалим стекается толпами народ: язычники, иудеи в изумлении идут вместе с христианами из близлежащей Палестины, аравийской пустыни, из далекого Египта идут монахи. Народ наводняет Иерусалим. Все желают видеть вживую орудие нашего спасения — начало победы — Крест. Когда были обнаружены эти три креста, возникло недоумение: какой из них Крест Христов? А ведь два других — орудия пытки разбойников. Недоумение разрешилось тем, что из ворот Иерусалима выходила похоронная процессия, и бывший при раскопках Креста Патриарх Иерусалимский Макарий предложил с молитвой на покойника поочередно класть кресты. Положили первый, второй, когда положили третий — покойник поднялся. Естественно ни у кого не возникло сомнений, чей это Крест, если даже мертвый поднялся из гроба!

Толпы народа окружили место Голгофы. По ним, как волна, пошло слово: «Крест. Обнаружен Крест!» Господь явил Свой Крест Сам. И народ стал просить благословить Крестом их, показать хотя бы издалека это преблаженное Древо, на котором был распят наш Царь и Господь. И вот Патриарх Макарий с предстоящими архиереями и священнослужителями с помощью придворных императрицы Елены поднимают это Древо и благословляют народ. Как сейчас во время утрени — обряд воздвижения Креста — он повторяет именно то историческое событие. А народ, в сторону которого поднимался Крест, в благоговении и страхе опускался на колени. Было слышно, как над головами, над этой многотысячной толпой носилось: «Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй». Когда сейчас мы совершаем сей обряд в храмах, Церковь многократно поет эти слова — это тоже воспоминание того изумительного события.

Мы сейчас живем в XXI веке, и не совсем можем прочувствовать то, что чувствовали современники, видевшие это событие. Среди тех, кто был в этой толпе, находились и исповедники имени Христова с ранами на телах, многие годы проведшие на каторгах и в тюрьмах, были служители Церкви, новообращенные, неверующие во Христа — и они видели, как Господь явил силу. Их 300 лет за имя Христово душили, топтали, прогоняли через мясорубку римской государственной машины гонений — и не смогли уничтожить этих христиан! Вот император — опора империи — и тот преклонился перед Крестом, который Господь ему Сам вживую показал. Вот и сейчас пред всеми поднимается это Древо небесной победы Бога.

Летописи того времени пишут, что это настолько было поразительно, было таким толчком для сознания и чувств современников, что началось массовое крещение во имя Христово язычников и иудеев. Сначала в Палестине, а потом по империи пошла волна обращения ко Христу.

Видя эту непобедимую победу Господа, Крест Его, мы с вами торжествуем то, что Церковь переживала много веков тому назад — обретение и Воздвижение Креста Господня.

Нам сегодня важно понять: если наш Бог нас любит с такой силой, с такой нежностью, с такой жертвенной самозабвенностью, с такой отдачей, то и нам на Его невыразимую и безграничную любовь нужно ответить такой силой любви, на которую мы с вами способны.

В сегодняшнем богослужении пелось: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко...» — и, кланяясь телом, надо помнить, что это не то, к чему зовет наша Церковь — не телом поклониться. Но, кланяясь телом, поклониться духом! Поклониться всем образом жизни!

Мы должны засвидетельствовать, что праздник этот, — праздник радости, праздник победы Любви Божией, победы Христовой, правды в мире. Этот праздник достался Церкви дорогой ценой — ценой апостольских страданий, ценой крови мучеников и исповедников, ценой невыразимой жертвы Христа. И поэтому, торжествуя Воздвижение Креста Господня, Церковь соблюдает пост. Сегодня мы с вами постимся, и тем самым выражаем наш опыт, знание Любви, которая несет радость, но которая несет также и боль, хотя боль эта — боль, идущая к более высокой радости.

Аминь.

Подготовила Наталья ПАВЛОВА,
газета «Православный Болгар»