Публикации

Кисточка в Божьих руках

Дата: 12.08.2013

Просмотров: 4382

Так называется песня Светланы Копыловой о художнике, который так возгордился своим талантом, что Бог отнял его и сделал человека бездарным. Это одна из любимых песен Алины Саркисян — прихожанки Боровецкого храма, участницы молодёжной православной группы «Рассвет». Творчество давно стало частью её жизни, и девушка не отрицает: побороть тщеславие, не похвастаться своими достижениями порой бывает сложно. Однако, её стихи не блещут гордостью и самолюбованием — в них есть только тихий восторг и радость от созерцания красоты.

1

Приблизительно за год до своего крещения, в жаркую июльскую пору, Алина вместе с мамой поехала в Раифу по путёвке от профсоюза КамПИ (там мама работала преподавателем высшей математики).

— Помню, как нас привезли на большом автобусе, поводили по территории, всё показали, — рассказывает Алина. — Мы фотографировались на фоне всех этих строений, башен… Всем женщинам выдали юбки, платки — мы тогда ещё ничего не знали, в брюках приехали.

Поездка была исключительно туристическая, и сейчас Алина с трудом припоминает её детали. Но именно тогда что-то в ней начало меняться, что-то шелохнулось в душе. Много позже, через несколько лет, она повторит путешествие в Раифский монастырь — уже в составе православной группы «Рассвет», с членами которой она подружится сразу, и в дальнейшем будет называть их «свои ребята». Ехать будут через Казань — там Алина посетит знаменитые храмы и Зилантов Успенский монастырь. Ближе к вечеру прибудет в Раифу с ее ледяными скульптурами, катанием с горок и крещенскими морозами, отстоит там вечернюю службу, проведёт ночь на полу в храме и наутро снова отправится в путь — в Свияжск.

2

Алина с мамой крестятся в один день, когда первой будет 14 лет, а второй — 55. В разговоре девушка вспоминает своего «партийного» деда — тут и объяснение, почему почти все родственники по материнской линии приняли Православие в уже зрелом возрасте.

— Теперь мы с мамой соблюдаем все посты и даже пытаемся приучить папу, — говорит Алина. — Но он не совсем православный — у них ведь своя армянская ветвь… Но он не против.

Первое и самое сильное впечатление от церкви было связано у Алины с красотой и спокойствием всего, что существует в храме, — икон, убранства, песен, молитв. Она вспоминает, что поначалу ей, как и многим, было трудно стоять на службе, ноги сильно уставали — но зато душа потом будто летала.

— Сначала в школе и в институте меня не понимали и даже смялись надо мной, — признаётся Алина. — Они не могли взять в толк, почему вместо дискотеки я бегала в храм, почему не пила и не курила, и почему «этого» у меня до сих пор ни с кем не было.

После прихода в храм «ниточка» почти сразу появилась у неё с отцом Георгием, который был ещё и преподавателем Алины в институте — вёл практику английского и технический перевод. Впоследствии он стал её духовным отцом.

— Его проницательность давала о себе знать и на лекциях, — с улыбкой говорит Алина. — Все священники — хорошие психологи. Он всегда угадывал, кто пришёл на пару неподготовленным — виноватого ведь сразу видно, как на исповеди. Но когда после лекций я встречала отца Георгия в храме, он был совсем другим — словно бы одухотворялся и преображался как-то…

3

Время прихода в церковь совпало с «расцветом» в театральной школе, в которой Алина училась шесть лет и закончила почти на все пятёрки. Там она вступила в литературное объединение «Муза», возглавляемое в то время поэтом и публицистом Анной Барсовой. Сейчас Алина вспоминает это подростковое время с теплотой: литературные конкурсы, спектакли, поездки в другие города… Именно тогда написание стихов и рассказов стало для неё главным видом творчества.

— Поначалу я писала детские произведения, но с приходом в храм стала ощущать новую волну вдохновения, — рассказывает Алина. — Особенно сильно это проявилось после первого путешествия в Санкт-Петербург в 2006 году. Тогда мы с мамой и тётей решили совместить в одной поездке культурную и паломническую стороны. Посетили часовню Ксении Петербургской, жили в храме Петра и Павла при академии Мечникова — там на втором этаже есть комнаты для паломников. До сих пор помню, какой там батюшка светлый! Во время этой поездки мама впервые постояла на вечерней службе. Я заметила, что в храме раздают тексты молитв тем, кто хочет читать, но не знает слов. Хорошо бы и у нас ввести такую практику.

С путешествия в северную столицу в жизни Алины начался период православного творчества. Она не скрывает — смена обстановки, дорога, другие города и святые места вдохновляют её. Так, девушка с упоением рассказывает о поездке в Дивеево три года назад. О купании в источниках Серафимовском и Явленном, несмотря на октябрь месяц. О благоухающей иконе в часовне. О том, как вместе с другими паломниками пели «Господи помилуй» на особый, тамошний мотив, которому их обучила местная монахиня. Алина нигде больше не слышала этого мотива.

— Там я написала стихотворение, посвящённое Серафиму Саровскому, — говорит девушка. — Оно родилось в тот момент, когда мы ехали на источники, прямо в дороге. Вдохновение пришло, и я записала стихотворение на обложке молитвослова, потому что другой бумаги не было. Так оно и сохранилось.

Старец в ризе белоснежной,
Богородицей любим,
Кто же это? Ну конечно —
Преподобный Серафим.
Его имя значит «Пламень»,
Лик его — огня светлей,
Он молился, встав на камень,
Тысячу ночей и дней.
Легким ручейком молитвы
К Богу жизнь его текла,
Озаряя светом дивным
Верных души и тела.
Никогда он не ленился
И на Бога не роптал,
Всей душой Ему молился,
Божью Матерь почитал.
Ее чудных посещений
Удостоен был не раз,
Получил дар исцелений
И молитвы за всех нас.
Он кормил с руки медведя,
Смлада мирен дух стяжал,
В храме Господа увидев,
«Аллилуйя» воспевал.
Ныне с многими святыми
Богу Света предстоит
И молитвами своими
Нас от разных бед хранит.
Серафиме наш чудесный!
Молим: Бога упроси
Ты с Царицею Небесной,
Чтоб Он нам грехи простил!

4

— Раньше мама ходила в храм вместе со мной, а сейчас у неё это никак не получается. У неё, видите ли, то работа, то ещё что-то. В последнее время я никак не могу её вытащить. А ведь её привела в православие именно моя болезнь…

У Алины болезнь Шейермана-Мау. Мама родила её поздно, в 40 лет, при родах произошли повреждения, и кости позвоночника неправильно срослись — впоследствии их ломали и исправляли. Первую операцию Алине сделали в 2005 году в челнинском БСМП. В то время на ЗЯБи ещё не построили храм, и мать молилась за дочь в Орловской церкви. На некоторых страницах её молитвослова до сих пор остались следы слёз.

— … а то, что у меня сложности со здоровьем — так я не ропщу. Значит, так надо, — говорит Алина. — Другим людям ещё хуже — кто-то без рук и без ног живёт. Помню, видела человека после тяжёлой аварии — так его чуть ли не по кусочкам собирали. Слава богу, живой остался. Чего только не насмотришься в этих больницах и поликлиниках….

5

По образованию Алина переводчик, в последнее время занимается репетиторством на дому. Ей довелось полгода преподавать в Орловском храме и учить английскому самого отца Олега Богданова — батюшки в то время собирались ехать в Израиль, и им нужно было подучить разговорный.

На вопрос о будущем Алина только улыбается: мол, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Однако, планы у неё есть, и вполне конкретные — стать профессиональным преподавателем. Она уже подумывает о получении второго высшего образования — на этот раз, педагогического. Говорит, что обязательно нужна практика в стране изучаемого языка и что в скором времени она собирается оформить визу в Великобританию или в США. При этом она не исключает возможности уехать «насовсем».

— У меня три двоюродные сестры живут за границей — одна в Греции, другая в Голландии, третья в Чехии. Правда, той, которая в Греции, сейчас трудно — там ведь кризис, приходиться посылать деньги отсюда, из России… Они часто зовут меня к себе жить. Кто знает, может быть, я и уеду.

6

«Книга фанфиков» — так называется Интернет-ресурс, работе на котором Алина уделяет большую часть свободного времени. Здесь она и модератор, и автор — пишет рассказы, стихи и песни по мотивам любимых сериалов. По её словам, это что-то вроде разрядки. Один из любимых сериалов Алины — «Доктор Кто». С ним она познакомилась на одном из институтских курсов, во время изучения особенностей британской массовой культуры.

— Тема путешествий во времени мне нравилась ещё с детства, — говорит Алина. — А в «Докторе Кто» герои всё время перемещаются по истории. Это сериал с юмором, а главное — в нём нет ничего пошлого.

В числе любимых занятий в свободное время Алина называет чтение книг и посещение библиотек — особенно той, что находится недалеко от её дома в 49-м комплексе. В неё она ходит с детства и признаётся, что сотрудники  учреждения стали для неё почти как члены семьи. Каждое лето туда приводят детей из пришкольных лагерей, и работники библиотеки, помня о творческих способностях Алины, привлекают её к написанию сценариев для праздников, стихов, программ для различных викторин.

Особое место в жизни Алины занимает изучение православной литературы: «Слово пастыря» патриарха Кирилла, «Несвятые святые» архимандрита Тихона, «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской, произведения Александра Торика…. Говоря о них, Алина отчего-то понижает голос, будто рассказывает о чём-то тайном, сокровенном.

7

Под конец встречи разговор сам собой заходит о чудесах.

— … их-то мы в Дивеево навидались, там чудес много, — говорит Алина. — И голубь, неожиданно вылетевший из купола, и изображение Божьей Матери на небе… Но однажды я видела чудо не в святом месте, а здесь, в Челнах, просто возвращаясь из универсама. Это было на Пасху, облака на небе легли так, что стало казаться, будто над землёй летит ангел. Я об этом написала.

Облачный Ангел по небу летел,
Громко чудесную песню он пел,
Сладостным гимном слетало с небес:
«Радуйтесь, люди: Спаситель воскрес!»

Наталья СТРУГАНОВА