Публикации

Великорецкий Крестный ход в дни попразднства Пасхи

Дата: 27.06.2013

Просмотров: 6613

Нынче в 2013 году Великорецкий Крестный ход прошёл после Пасхи до Вознесения Господня. Вот уже в течение 630 лет он идёт из Вятки (город Киров) до села Великорецкого и обратно в Вятку с 3 по 8 июня в честь явления чудотворного образа святителя Николая Чудотворца на реке Великой в XIV веке.

Как сообщают летописные источники и сказания, первые православные жители Вятского края были новгородцами. Не желая более участвовать в княжеских междоусобицах, они покинули свой город и летом 1181 года пришли на реку Вятку, основав здесь первые русские православные поселения, в том числе и Хлынов (Вятка, Киров). Жизнь первых вятских христиан в далёком краю, в окружении языческих народов была трудной и опасной. К тому же вскоре на Русь напало войско Батыя и в вятские земли, располагавшиеся за непроходимыми болотами и лесами, хлынул поток переселенцев из русских княжеств. Скорбь и страдание надолго стали их спутниками, и только вера в помощь Божию спасала их от отчаяния и давала силы жить.

Великорецкий Крестный ход

Именно тогда, в утешение всем страждущим жителям Вятской страны, Господь явил на Великой реке образ Святителя Николая, вскоре прославившийся великими чудотворениями. Как сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе, её обретение произошло в 1383 году «при державе благоверного, благородного и христолюбивого Великого князя Димитрия Иоанновича, нареченного Донским, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России». В то время в одном из русских поселений на реке Кобре хранился образ свт. Николая, написанный с житийными клеймами. Спасаясь от одного из набегов воинственных местных племён, христиане были вынуждены бежать на реку Великую — один из северных притоков Вятки и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той образ оставиша».

Спустя некоторое время, «некоторый благоговейный муж», проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и продолжил свой путь. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался сквозь лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ свт. Николая. Тогда со страхом Божиим и радостью взял он обретённую икону, принёс в свой дом и никому не поведал о сем явлении чудотворного образа.

Чудотворный Великорецкий образ Николая Чудотворца

Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: «Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15).

Вскоре произошло чудесное исцеление расслабленного от этого образа. «И нача паки многие чудеса от него бывати». Поражённый обилием чудес, истекавших от сего чудотворного образа, владыка Пимен, прославив Бога, дал великорецким жителям своё архипастырское благословение на возведение храма и антиминс для совершения в нём богослужений. И были в нём многие чудеса с верою приходящим от святого образа Николая. Местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но храм чудесным образом становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землёй, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.

Недолго, однако, продолжалось чествование святителева образа на сем месте — месте обретения. В 1391 г. войско татарского царевича Бектута, словно чёрная тень, пронеслось по вятской земле. Многие русские православные поселения были разорены. Тогда, желая уберечь чудотворный образ святителя Николая от поругания, жители Хлынова испросили перенести его в свой город. При этом они пообещали великорецким жителям, что будут ежегодно приносить икону свт. Николая на берега реки Великой — место его славного обретения.

Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций православной Вятки — Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память о данном ими обете.

Великорецкий Крестный ход

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим указом присвоил крестному ходу статус всероссийского. Каждый год в г. Киров приезжают тысячи паломников со всех концов России, с ближнего и дальнего зарубежья, чтобы пройти этим крестным путём за чудотворным образом свт. Николая.

В этом году паломников было от 30 до 40 тысяч человек. Цифры меняются, так как из Кирова выходит, как правило, больше людей, в том числе и провожающие. Постепенно кто-то выходит из Крестного хода по немощи или жизненным обстоятельствам, кто-то заранее планирует дойти хотя бы до какого-либо пункта… Счастливы те, кто проходит весь этот путь от начала и до самого конца. А пройти его можно только с верою и молитвами ко Господу, Божией Матери, святым и, конечно же, свт. Николаю Чудотворцу.

Паломники

Самое ценное в Крестном ходе — паломники. Это они несут икону, это они идут, молятся и несут все тяготы крестного пути ради своих ближних и ради Отечества. Это из них состоит сам Крестный ход. Кто же эти люди? Как охарактеризовать их общим словом и как их различить? Все они разные, но в то же время, как сказано было в проповеди на реке Великой во время Литургии:

«Все мы разного возраста, с разных мест, разные у нас языки, но всех нас объединяет в единое целое наша вера православная. Все мы православные христиане, а значит братья и сёстры во Христе. И каждый вносит свою лепту в дело спасения. Молитвами Божией Матери, святых угодников Божиих и особенно святителя Николая Чудотворца, чья память нынче совершается, да спасёт Господь народ наш и страну нашу…».

Мы все привыкли уже к слову лепта, а если задуматься над тем, кто какую лепту вносит… Самим нам определить это невозможно, но Господь знает все наши дела, и даже намерения и помыслы. Не могу не сказать об одной бабульке, которую я встретила в Трифоновом монастыре при выходе Крестного хода с территории монастыря через узкие ворота. Все идут с рюкзаками и, естественно, в узком месте начинается давка. И тут я вдруг по левую сторону от себя замечаю старенькую бабульку небольшого росточка, ну прямо Божий одуванчик. Я, как смогла, оградила её от рюкзаков, чтобы она могла двигаться вперёд, а потом с дочерью взяли её под руки и пошли вперёд. Никак не удержалась и спросила, как её зовут и сколько ей лет. Оказалось, Анастасии в январе исполнилось 90 лет, и каждый год она вот так провожает Крестный ход прямо со двора монастыря и идёт до своего дома. Притом при ней не было даже тросточки. Шли мы с ней где-то с полчаса, а потом она нас поблагодарила и, благословив в добрый путь, вышла из строя в сторону своего дома. Я сказала дочери, что нам очень повезло: не каждому дано в Крестном ходу провести под руки девяностолетнюю бабушку. Да ещё какую бабушку — она пять лет служила на подводной лодке шифровальщицей. Боевые у нас бабушки православные во всех смыслах! Убедилась я в этом в очередной раз уже в селе Великорецком.

Великорецкий Крестный ход

Вместе ночевали с бабушкой, которой 74 года. Зовут её Людмила, она уже много лет ходит в этот Крестный ход и бросать не собирается пока ноги ходят. Говорит, что дети её ругали, мол, вот как исполнится тебе 70 лет, так больше мы тебя не отпустим туда. Улыбается, выглядит бодренько, говорит, что видела здесь людей и намного старше её самой, но с каждым годом их становится меньше. А вы молодые ходите и ходите, ни в коем случае не бросайте это доброе дело.

Да, молодые… Мы видели таких молодых, что они о-очень молодые — им от роду не более нескольких месяцев. Едут они в колясках и прямо там играют, кушают и спят. Но мне ни разу не довелось услышать или увидеть их кричащими и капризничающими. Для меня это тоже загадка. Здесь мы как будто попадаем в какое-то другое измерение, в другой мир. Здесь всё по-другому. У одной мамочки я поинтересовалась, прошли ли они с грудным ребёнком весь крестный путь или частично? Она очень спокойно ответила, что прошли весь путь от начала до конца, и каждый бы прошёл… Ребёночек сидел в коляске весь искусанный комарами, улыбался и играл со своей любимой игрушкой. Смотреть без слёз умиления на этих ангелочков невозможно, а их родители — это само смирение, само терпение и любовь. Это какую надо иметь веру, чтобы с грудным ребёнком отправиться в это многотрудное путешествие. Кроме как в России, наверное, такого больше нигде не увидишь. Спаси, Господи их и нас ради их молитв.

Надо ещё отдать должное тем паломникам, которые всю дорогу неотступно молятся, не предаваясь праздности ни на минуту. Тем, кто начинает обсуждать дела житейские, они то и дело делают замечания: мол, здесь не политинформация, а Крестный ход. И правильно делают, чтобы не нарушался общий молитвенный настрой. А те, кто ненадолго отвлёкся разговорами, понимающе извиняются, и никто ни на кого не обижается. Ведь мы не на прогулке и не в походе. Крестный ход всегда сопряжён трудами, лишениями, постом и молитвой, это - жертва Богу. Так и идём всю дорогу, подбадривая друг друга, помогая и воспитывая.

Удивительные случаи в Крестном ходе

Нынче я пошла в этот Крестный ход в четвёртый раз. Нас из Набережных Челнов было 13 человек. Кто-то пошёл уже девятый раз, кто-то — седьмой, а кто-то — впервые. Нынче я впервые взяла с собой свою дочь. Удивительно для меня то, что мы в Крестном ходе встречаемся с теми, с кем каким-то образом познакомились более близко в предыдущие годы. Ведь нас здесь более тридцати тысяч человек, но мы всё равно знаем — кто нынче приехал, а кто нет, чтобы пройти этот путь. Как это происходит — для меня пока загадка. Например, в этот раз мы уже шли из Великорецкого в Киров. На большом привале в Медянах вдруг вижу Алексея, моего земляка и спрашиваю: «Ты как здесь оказался, я думала, что тебя нынче здесь нет, потому что не видно было?» Он отвечает: «Всё правильно — меня не было от Кирова до Великорецкого, так как меня не отпустили с работы. Мы с мамой и другом приехали в Великорецкое на праздник и вот теперь идём пешком в Киров. Но два с половиной дня в Крестном ходе недостаточно, хотелось бы пройти его полностью». Но зато он тоже взял в этот раз свою маму и друга. Ещё встречала и других знакомых, они тоже привели своих знакомых и родственников. Слава Богу! Да не поредеют ряды паломников ради молитв святителя Николая Чудотворца.

Великорецкий Крестный ход

Немало удивил меня ещё случай в храме. В день празднования чудотворного образа свт. Николая 6 июня мы обычно после Литургии гуляем, отдыхаем, купаемся. Ближе к вечеру я пошла в монастырь, так как ночью уже выходим в Киров, а я толком ещё и не помолилась перед образом Николая. Зашла в Преображенский храм, выстояла очередь до иконы, приложилась к ней, прочитала акафист Николаю Чудотворцу, поблагодарила за всё, попросила о том, чтобы нам с дочерью дойти до конца. Затем приложилась ко всем иконам, что есть в храме, ко всем частичкам мощей великих святых. Направилась к выходу, а выйти не получается. Как будто меня кто-то не пускает. Выстояла ещё одну очередь до иконы, приложилась. Опять пошла к выходу, а выйти не могу. Стою в недоумении и думаю, что же я ещё не доделала, почему не могу выйти из храма. Пока стояла и размышляла, слышу издалека: «Благословен Бог наш…». Подошла ближе к алтарю, смотрю, а это вышел иеромонах и начался молебен святителю Николаю перед его чудотворным образом. А я не знала о том, что скоро должен быть молебен. Тут я и поняла — почему не могла выйти из храма. Как это объяснить не знаю, но меня точно кто-то попридержал в храме. Певчих не было, поэтому пришлось подпевать нам, паломникам, кто более или менее умеет петь. Молились долго, не так как на привалах, народу накопилось постепенно много — полный храм и все дружно подпевали, подали записки о родных и близких. После молебна все мы с миром разошлись. На улице уже темнело. До выхода Крестного хода оставалось около четырёх часов.

Великорецкий Крестный ход

Во время одного из переходов встречаю Николая из Елабуги. Он тоже нынче четвёртый раз здесь. Они обычно нанимают Газель, а сами идут налегке. Да ещё их свои люди встречают с обедами… Увидев меня с дочерью, он рассказал случай, который произошёл в Великорецком. Они стали невольными свидетелями разговора, когда стояли в очереди на исповедь. Крестным ходом пришли сюда молодые девушки, одна из них пришла впервые, и сама не поняв толком зачем пришла. Её спрашивают, что, мол, пришла-то — рассказывай. Она и говорит, что вот учёбу заканчивает, на работу бы надо устроиться, да и замуж, наверное, пора выходить, вот пришла… Разговор услышал молодой человек и тут же сделал ей предложение: «Я нынче заканчиваю Духовную академию, мне нужна матушка. Пойдёшь за меня?» Она тут же и согласилась. Чудеса! Так что, девушки, молитесь Николаю Чудотворцу. Он ещё не такие чудеса творит.

Погода и дороги в Крестном ходе

В этом году погода, как ни странно, была сухая. Раньше считали, что какая бы ни была погода в других местах — сыро или засуха, но в Кирове обязательно будут дожди и немало дождей, а также будет и жара, и холод по ночам и по утрам. Нынче всё изменилось. Было настолько сухо и жарко, особенно в полуденные часы, что невольно начинали вспоминать про прошлогодние дожди. Может в утешение нам, паломникам, 6 июня был небольшой дождь уже в Великорецком в день празднования памяти явления чудотворной иконы свт. Николая на реке Великой. Хоть немного прибило пыль, стало легче дышать.

Великорецкий Крестный ход

Если раньше мы считали, что мы грязные от дождей и грязи, то нынче мы поняли, что глубоко ошибались. Грязные мы были именно теперь… от пыли, от нескончаемого облака пыли, которое нас сопровождало почти на всех участках пути. Кроме пыли летел ещё пух от одуванчиков, а сверху припекало солнце. От всего этого очень трудно было дышать. Пыль садилась не только на мокрую от пота одежду, на рюкзаки, но казалось, что она въедалась уже в кожу, проникала во все внутренние органы, иссушая тело изнутри. От засухи нынче высохли даже лесные лужи, которые, как нам казалось в прошлые годы, не просыхали ещё от создания мира. По лесам идти было чуть легче, так как там есть трава и земля ещё не запылилась особо сильно. Местами шли по асфальту, что тоже не доставляло удовольствия. На солнце асфальт нагревается и от него идёт дополнительный жар снизу. А кроме того, нагревается подошва обуви и начинают гореть ступни как от огня. Когда уже шли последние километры по раскалённым проспектам Кирова, то мне казалось, что у меня на всей подошве сплошной волдырь — так сильно они горели. Но разувшись в монастыре, успокоилась — волдырей не было, а подошвы ступней просто покраснели от жара.

Великорецкий Крестный ход

Дороги, дороги… Более 150 километров крестного пути. Всю дорогу нашими бессменными спутниками являются комары и клещи. По ходу движения кому-то становится плохо, в кого-то вцепляется клещ, у кого-то мозоли, волдыри… Благо, с нами идут врачи, полицейские. Всю дорогу нас сопровождает поисково-спасательный отряд. При длинных переходах не все выдерживают и садятся немного передохнуть. Особенно когда переходы случаются через чередующиеся длинные спуски и длинные подъёмы по жаре. Комаров нынче было особенно много из-за засухи. Даже на солнцепёке они не отставали от нас, не говоря уже о более тенистых местах.

Питание и ночлег

Великорецкий Крестный ход

Питание в дороге в основном постное. Мы берём с собой немного сухофруктов, разовых супчиков, орехов, сухарей. В некоторых пунктах можно купить продукты. Один раз в день нас кормят кашей или супом, раздают кипяток. Воду тоже можно или купить, или налить где-нибудь в определённых местах. Иногда выходят местные жители и выносят воду, квас. На ночлег для паломников ставят огромные палатки. Кто-то ночует в школе, кто-то — в доме культуры, кто-то — у местных жителей в доме, на веранде, на сеновале, в сарае. Многие спят в своих палатках.   Мы в первую ночь спали под открытым небом во дворе часовни перед чудотворным образом свт. Николая. Было тепло, поэтому мы даже не стали искать место в палатках, расположились на туристических ковриках, укрывшись спальным мешком и плёнкой от комаров… Мне нравится это место перед иконой. В первый год паломничества мы со своей группой тоже спали на этом же месте. Вторая ночь у нас с прошла в общей огромной палатке. В третью и четвёртую ночь мы были уже в Великорецком — попросились в дом, спали на веранде под жужжание комаров. В пятую ночь в Мурыгино на квартире опять встретились с прошлогодними знакомыми: с Наташей и Надей из Владимирской области. Надя нынче взяла с собой сына восьми лет. Он прошёл весь путь — настоящий мужчина. Шестая ночь была в Успенском соборе Трифонова монастыря г. Кирова, где находится чудотворный Великорецкий образ Николая Чудотворца. И так в Крестном ходе проводим шесть ночей.

Молитвы и песнопения

Так как в этом году мы шли весь этот ход в дни попразднства, то, естественно, очень часто в ряду паломников были слышны пасхальные песнопения. Иногда пели весь пасхальный канон — видимо, это шли певчие, которые хорошо знали эти песнопения. Местами мы им тоже подпевали. Акафист свт. Николаю читается всю дорогу. Кто-то читает про себя, кто-то группами по несколько человек идут и поют акафист. Когда бывают особенно длинные и трудные переходы по жаре, кажется уже ни у кого не осталось сил читать вслух акафист. Идём молча, думая лишь о том, чтобы скорее дойти до привала. А привала ещё не видать, силы на исходе… и вот находится некто и начинает громко кричать: «Христос воскресе!» И все дружно отвечают ему: «Воистину восресе!». И так много раз. Ну, раз Христос воскрес, что же нам унывать, надо идти дальше. Опять откуда-то берутся силы.

Великорецкий Крестный ход

Идём в гору, жара, хочется пить, а воды уже осталось мало. Слышим — поёт мужчина громко и невпопад акафист свт. Николаю. Но зато так бодро и проникновенно, от всего сердца, от всей души. Подходим ближе. Оказалось, мужчина уже в летах, и идётся ему не так легко, но он поёт. Почему-то мне подумалось, что он впервые в этом Крестном ходу, возможно, впервые причастился святых Христовых Таин в Великорецком, сбросив с себя всё греховное бремя прошлых лет. И вот идёт теперь обратно в Киров весь счастливый и окрылённый, под впечатлением прожитых часов и громогласно величает святителя Николая за эти благодеяния, за то, что он и его призвал пройти этим крестным путём.

А вот идёт группа паломников во главе с батюшкой. Они всю дорогу молятся с чтением Евангелия, Апостолов, акафиста и канона свт. Николаю Чудотворцу. Поминают всех идущих в этом Крестном ходу и даже их родственников и всех православных христиан. Очень часто приходилось слышать : «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас…». Это поют тоже группами — сначала мужчины, а потом — женщины повторяют те же слова. Получается чинно и складно, а главное — идти легче.

Великорецкий Крестный ход

Поют и молятся Пресвятой Богородице, Ангелам и Архангелам: «Пресвятая, Пресвятая Богородице, спаси нас, Непобедимая Победо! Святии Ангели, Херувими, Серафими и Архангели, молите Бога о нас…». Через каждые полтора-два часа хода служится молебен свт. Николаю Чудотворцу с поминальными записками о здравии родных и близких. А ещё каждый идёт и молится о своём про себя: за родных и близких, за малую родину и за всю Россию, за мир во всём мире и благоденствие…и чтобы вода у нас была в пути, и чтобы не ослабеть в дороге, и чтобы ноги не хромали и не подвели, и чтобы дойти до конца пути… Особенно часто звучит тропарь Николаю Чудотворцу: «Правило веры и образ кротости…». Всякую нашу просьбу слышит Господь: и великую и малую. А свт. Николай Чудотворец, наш скорый помощник и защитник, не оставляет свою паству, тех, кто идёт с твёрдой верой в его заступничество.  И так весь путь Крестного хода освещается молитвами священнослужителей и паломников.

В конце Крестного хода во время шествия по Кирову почти все пели акафист Николаю Чудотворцу. А в самые последние минуты, около получаса, уже перед входом в Трифонов монастырь громко пели: «РАДУЙСЯ, Николае великий чудотворце!», делая ударение на слове «Радуйся.». Это звучало так торжественно, что, казалось, все наши песнопения, молитвы и акафист вылились в эту одну большую высокую ноту и теперь уже звучали единым гласом, как завершающий аккорд в наших молитвах и как заверение в том, что мы достигли цели — дошли до конца, пронесли чудотворный образ по всему пути Крестного хода, ёще один раз выполнили обет, данный некогда нашими предками. Так, радуйся же, отче Николае! Мы тебя не подвели, радуйся!

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Читайте также:

Надежда Демидова. Про святителя Николая, его икону многочудесную и Великорецкое село: