Публикации

Похвала Необоримой Победительнице

Дата: 31.03.2023

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16633

Необорной воеводе песнь победную,

как спасенный от напасти речь хвалебную

воссылает тебе град твой, Богородице!

Но имеющая власть непобедимую,

отврати от нас все беды, чтоб свободно нам

воспевать тебе: «Радуйся, Невеста Неневестная!»

(Первый кондак акафиста Пресвятой Богородице,

перевод Сергея Аверинцева)

 

Суббота пятой седмицы Великого Поста имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Это очень необычное богослужение, вопреки распространенному обычаю не читать акафистов Великим постом, именно в этот день Устав предписывает чтение акафиста Пресвятой Богородице, причем — это единственное место в Типиконе, где есть упоминание акафиста. Необычное богослужение в необычное время.

Причины установления этого праздника достаточно сложны. В синаксаре (уставное чтение, помещенное в Постной Триоди после шестой песни канона) этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя. Греки называли Константинополь городом Богородицы. Однако строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу.

Похвала Пресвятой Богородице, акафист, Великий пост

Очень много в богослужения данного дня посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. Собственно, в этом нет ничего необычного — Великим постом достаточно часто дни памяти святых, приходящиеся на будние дни, переносятся на субботу или воскресенье (к примеру, в субботу первой седмицы празднуется день вмч. Феодора Тирона, но у этого святого есть свой день — 17 февраля /1 марта). Основными темами акафиста, читаемого на данной службе, является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Здесь нет противоречия, потому что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения. Разрешения совершать полную Литургию на день Благовещения Лаодикийский Собор (IV в.) не предусматривал, лишь к VI веку относится разрешение совершать в день Благовещения полную Литургию. Возможно, установление этого праздника связано с тем, что праздник Благовещения переносился на воскресенье, а Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством данного праздника.

Но, конечно, заступничество Божией Матери и неоднократные чудесные избавления способствовали тому, что это празднование сохранялось и становилось все более торжественным. До сих пор у греков именно этот день, является наиболее любимым днем Великого поста (за исключением Страстной седмицы), и они не довольствуются совершением его на утрени субботы пятой недели Поста, как это предписывается всеми древними типиконами, но совершают его еще, разделив на четыре части, по пятницам четырех первых недель Великого Поста на повечерии.

Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-ой седмицы Великого поста. На утрени, после «Бог Господь…» запевается особенный тропарь, который указывается петь «косно», то есть медленно, не спеша: «Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Бесплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная».

Похвала Пресвятой Богородице, акафист, Великий пост

Есть достаточно веское предположение, что данный тропарь, как и все последование акафиста мог начинать писать Роман Сладкопевец (или иной автор), и только потом, в результате победы над врагами, был изменен первый кондак:

«Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, / но, яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная» и дописаны строчки, начинающиеся словом «Радуйся».

Вообще, за этим богослужением акафист читается за четыре приема — два раза, после 16 и 17 кафизмы, а также после третьей и шестой песней канона. Богослужение этого дня устроено как некоторое противопоставление, в тех местах, где в обычных службах положены седальны, то есть песнопения, при которых можно сидеть, поется Акафист, т.е. пение неседальное, на похвалу Царице города Константинополя, на котором нельзя сидеть. А перед царями, как хорошо известно, встают. Поэтому, совершенно необоснованно выглядит практика, когда на чтение акафиста, некоторые прихожане приклоняют колена.

Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением Акафистов, и молебны с пением Акафистов. Однако в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист, единственная Уставная форма соединения обычной службы с Акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.

(Р)