Публикации

Постная десятина

Дата: 15.04.2021

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12494

О способах исчисления продолжительности Великого Поста

Пост Великой Четыредесятницы, как и среда и пятница в течение всего года — самые древние посты, единственные, которые имеют Вселенское значение. Их важность была подтверждена канонами Вселенских Соборов (69 правило [1] святых апостолов, 5 правило [2] I Вселенского Собора, 29 [3] и 89 [4] правила VI Вселенского Собора). Другие установленные Церковью посты основаны на Священном Предании, которое, впрочем, имеет ту же силу и авторитет.

Формирование принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного богослужебного года. Истоки Великого поста следует видеть в предпасхальном посте, который во II-III веках совершался в память Страстей Спасителя. Продолжительность поста в различных местностях была различной, от одного дня, до 40 часов или целой седмицы. В частности, сорокачасовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста — подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане и подготовку к празднику Пасхи.

С другой стороны, уже с ранних времен Великий пост был с подготовкой оглашенных ко Святому Просвещению на службе Великой Субботы. Об этом значении поста свидетельствует и особая ектения, о готовящихся ко Святому Просвещению, появляющаяся в составе Литургии Преждеосвященных даров со среды Крестопоклонной недели, о том же говорят и ежедневные Чтения на богослужениях этого периода, избранные из книг Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломоновых, которые Древняя Церковь использовала для катехизации.

Великий пост, история, традиции, православие

К началу V века уже повсюду в Церкви был принят сорокадневный пост, хотя счет его дней в различных местностях вели по своему. При этом отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье, а в некоторых областях и в субботу с появлением периода длительного аскетического воздержания породил различные традиции согласований. Церковные историк V в. Созомен пишет:  «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц: так в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с Палестиной; другие — из 7: так в Константинополе и в ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же — в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие — в течение 2, как, монтанисты». Другой церковный историк, Сократ пишет:  «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только 3 пятидневия... Те и другие разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково — 40-дневным. Одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу».  

Как мы видим, в V веке существовало несколько традиций исчисления Великого поста, хотя число дней равное сорока проходит красной нитью через все традиции. Как же считали сорок дней в разных традициях? Какие именно дни считать днями поста? Входят ли субботы и воскресенья, в число дней поста? Включается ли Страстная седмица в число этих сорока дней?

В Константинополе после VIII века возобладал свой способ отсчета дней Святой Четыредесятницы, который определился после формирования цикла Триоди Постной. Согласно Константинопольскому уставу, к Великой Четыредесятнице не причисляется Страстная седмица, но причисляются субботы и воскресенья, которые включены в литургический период Великой Четыредесятницы, хотя не являются днями постными в полном смысле слова. Таким образом, для завершения Четыредесятницы нужно шесть недель. Шесть недель по семь дней - сорок два дня (6x7=42). Если отнять два последних дня, Лазареву субботу и Неделю Ваий, получается сорок дней.

Великий пост, история, традиции, православие

Великая Четыредесятница начинается с понедельника первой седмицы поста (Чистый понедельник) и заканчивается в пятницу шестой седмицы (накануне Вербного Воскресенья). Тропари этого дня в Триоди говорят об «исполнении душеполезной Четыредесятницы» и об ожидании «святой седмицы Страстей».

Лазарева суббота и Неделя Ваий - Господские праздники. Новый подсчет Четыредесятницы, согласно которому Великий пост заканчивается перед Страстной седмицей, отразился на уставе Литургии Лазаревой субботы, сохранившей элементы крещальной Литургии, приуроченной сорокадневной подготовке оглашенных. Это видно из пения крещального гимна «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого на службе Лазаревой субботы и из второго тропаря Недели Ваий: «Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим…», свидетельствующего о только что совершившемся Крещении оглашенных в конце Четыредесятницы.

В аскетической традиции Иерусалима и Сирии к этой традиции принадлежали Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Ефрем Сирин. В настоящее время такой способ исчисления Великого поста свойственен дохалдкидонским монофизитским церквям (Армянской, Коптской, Ефиопской). Согласно этому способу исчисления, постными являются только дни строгого поста. Суббота и воскресенье, как дни «праздничные», не входят в число дней Четыредесятницы. В неделе считаются только пять постных дней, поэтому для завершения сорока дней поста требуется восемь недель (5x8=40). Таким образом, Четыредесятница должна начинаться с понедельника Сырной седмицы, что, собсбвенно, сохраняеться и в нашей традиции, предписывая этой седмице некий полупостный устав и постные особенности богослужения, выделяющие ее из числа обычных седмиц.

Великий пост, история, традиции, православие

Ефрем Сирин пишет:

«В законе Господь повелел сыновом Израилевым да на каждый год отдать десятину всего, что притяжут. И делая это, они благословенны были во всех делах своих. Зная это, святые апостолы заблагорассудили на помощь и благодеяния душам нашим передать нам нечто большее и высочайшее, то есть отделить десятую часть жизни нашей и посвятить ее Богу, дабы мы благословенны были в делах наших и очищали грехи свои, сделанные в течение каждого года. Посему они положили от 365 дней года освятить эти семь недель и таким образом отделили их. Отцы после рассудили прибавить к ним еще одну неделю — сырную, отчасти для того, чтобы в ней научиться и как бы приготовиться нам к трудам поста, а отчасти и почитая число постных дней, которыми постился Господь наш, ибо из восьми недель, с исключением суббот и воскресений, составится число 40, не считая здесь и поста Святой Великой Субботы, которая отдельно почитается как самая священная и одна постная из всех суббот в году. А в семи неделях, кроме суббот и воскресений, 35 дней. Приложивши пост Святой Великой Субботы и половину светлой светоносной ночи, получим 36 дней и полдня, что и составим десятую часть 365 дней года».

Вот так, Великий пост, по слову Ефрема Сирина, является своеобразной десятиной от числа дней года.

Великий пост, история, традиции, православие

Римо-католическая церковь тоже традиционно включает Страстную седмицу в число дней Четыредесятницы. Кроме того, окончательно в V в. Римо-католическая церковь упразднила отмену поста в субботу и самочинно учредила субботу постным днем седмицы, превратив таким образом пост, который в субботу совершался только раз в году (Страстная Суббота), в пост еженедельный, несмотря на ясный запрет 64 апостольского правила [5]. Следствием этого новшества стало строгое прещение 55 канона VI Вселенского собора [6]. Таким образом, Западная церковь считает постными шесть дней в неделю, не учитывая только воскресенье. Для завершения 40 дней нужно 6 недель (6x6=36) и 4 дня. Таким образом, Четыредесятница в Римской церкви начинается в среду (Чистая среда), которая соответствует среде первой седмицы православного Великого поста.

Примечания

[1] Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в Святую Четыредесятницу (сорок дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

[2] …Соборы же да бывают, один пред Четыредесятницею, да по прекращении всякаго неудовольствия, чистый дар приносится Богу.

[3] …А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в Четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым Четыредесятницу бесчествовать.

[4] Верным дни спасительнаго страдания, в посте и молитве и в сокрушении сердца провождающим, подобает прекращать пост в средние часы ночи по великой субботе: поелику Божественные евангелисты Матфей и Лука, первый речениями: в вечер субботы, а вторый речениями: зело рано, изображают нам глубокую ночь.

[5] Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучен.

[6] Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую Четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: Если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единыя токмо: да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен.