Публикации

Воскресенье перед постом

Дата: 20.03.2013

Источник: Людмила ПРОМТОВА

Просмотров: 5576

Едем в Лубяны. Из окон газели видно, как изменилась природа. Потеряла земля первую свою крещенскую любовь, не сохранила безупречности накрахмаленных льдистым серебром риз, теперь кается. Просело ее зимнее дутое бахвальство от горьких вздохов, побежали ручьи слез, а как иначе — вспоминается в это воскресенье Адамово изгнание, проклятие земли, к тому же Великий пост на носу, пора посмотреть своей черноте в лицо, совлечь с себя бельма призрачной белоснежности. Как и всем нам, грешным.

Хорошая у нас компания собралась: отец Александр Филькин, человек и солнечный зайчик, промелькнет, заразит тебя нездешне-всегдашней радостью, крест нести станет легче; диакон Дмитрий Аликин — рыцарь красы Божьего мира и фотоаппарата; бессменный наш колесницегонитель Владимир, с ним и в разведку съездишь, и не соскучишься. Ах да, собственно мы — бременские музыканты, бродячие артисты, выездной хор певчих.

Когда подъехали, Александр Сергеевич Фокин уже читал акафист Иисусу Сладчайшему. Прекрасной легкой птицей упорхнула Литургия, оставив перышки терпкой горечи раскаяния и светлой надежды на милость Божию: «Даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго». Перед причастием батюшка долго исповедовал, много было желающих, некоторые приступали к этому таинству впервые в жизни, каждому нужно уделить внимание. Значит, труды не напрасны, тянутся к Богу и дому Его люди, ощущая где-то глубоко внутри, не всегда осознанно, бездонно-темную пустоту жизни без Бога.

Горькую вещь сказал Бог Адаму по его падении: «Прах ты и в прах возвратишься». Он-то думал, будет как бог, познав добро и зло, но был жесточайше обманут. Вместо этого стал глиняным полым чурбаном без смысла и содержания. И эту необозримо глубокую полость, пустоту ничем нельзя заполнить. Ни наши мелкие страстишки, ни самая бурная деятельность не могут заткнуть черную дыру. Вот тоненькой пленкой забвения затянуть, прикрыть от себя наготу страшного раздрая –– это да, но ветошь так легко рвется. Что-то тварное, вещное здесь не поможет. Только безграничный Бог. «Бездна бездну призывает», созданное по подобию тянется к Первообразу. Обнажи изъязвленное сердце, не прячь лицо свое от Господа, приди к Нему, как блудный сын, и восполнишься Им, вечную неизбывную жажду утолишь.

После Литургии отслужили чин прощения. Батюшка еще раз напомнил, что нужно не одними только устами, но всем сердцем просить прощения, искать бревно в своем глазу, а не у ближнего, стараться никого не осуждать, учиться Божьему всепрощению. Так же подвел итог подготовительных недель к Великому посту, напутствовал на борьбу со страстями и возрастание в любви Христовой, чтобы не оказаться непричастными к великой радости Его Воскресения.

Как же все премудро устроено в Церкви! Какая глубокая связь пролегает между воспоминанием о первом грехопадении и чином прощения! Грех ведь не только от Бога нас отчуждает, но и друг от друга. Адам обвиняет в своем преступлении Еву, переносит свою вину на ее плечи, отрекается от нее, говоря: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Хотя совсем недавно он считал ее неотделимой частью себя. Значит, после падения разорвалась связь человека с Богом и даже между человеком и человеком. Соответственно, чем больше грешим, тем сильнее отдаляемся, строим баррикады вокруг себя из мелких обид, осуждения, хорошенько укрепляем их булыжниками гордости житейской, потом попробуй, достучись до соседа, или услышь, о чем он тебе говорит. Получаются замечательные валы непонимания, где у каждого своя эгоистичная правота.

Но в этот день и в этом месте все по-другому. Побежденные милостью Нового Адама –– Христа, вдохновляемые Его примером, пытаемся изживать из себя ветхого. Вместо скрывания греха –– исповедаемся, вместо самооправдания и обвинения ближнего –– первые радостно просим у него прощения, вместо того, чтобы отчуждаться –– распахиваем навстречу друг другу сердца и объятия, кажется, можно даже услышать, как падает, скрежеща камнями, Вавилонская башня самолюбия, разделяющая всех нас. Как хорошо, как светло стало в этом небольшом деревенском храме! Такое ощущение, что лица у людей изменились, будто бы уже не из плоти они, а из податливого воска, изнутри огоньком любви подогреваемого, еще чуть-чуть разгорится и вырвется наружу, ресницы тебе опалит. Смотрит из алтаря на нас Господь, слышит, как примиряемся друг с другом, и радуется.

Хорошо бы и пост в мире и покаянии провести, чтобы в брачной одежде войти в райские двери Пасхи. С постом приятным!