Публикации

Сретение: Господский или Богородичный праздник?

Дата: 15.02.2016

Автор: Юлия Кокорина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12936

Остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам может быть отнесено Сретение Господне — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный.

Празднование Сретения последовательно раскрывает учение о Христе, как Истинном Боге и Истинном Человеке. И в этом отношении Сретение продолжает тематику, начатую в литургических текстах Рождества Христова и Богоявления. Более того, утверждение праздника Сретения в Византии было тесно связано с христологическими спорами эпохи Вселенских Соборов. И в этом смысле праздник ясно отразил церковное учение о Христе, которое формировалось и оттачивалось на протяжении нескольких столетий. Все это заставляет нас относить этот праздник к числу Господских.

В то же время служба праздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях. Тропарь праздника начинается словами «Радуйся Благодатная Богородице Дево…». Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. А в случае со Сретением перенос возможен, если празднование выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста.

В римско-католическом праздновании Сретения акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля (15 февраля по новому стилю) стал называться «Очищение Блаженной Девы Марии».

По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.