Сретение: Господский или Богородичный праздник?
Просмотров: 12986
Остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам может быть отнесено Сретение Господне — к Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный.
Празднование Сретения последовательно раскрывает учение о Христе, как Истинном Боге и Истинном Человеке. И в этом отношении Сретение продолжает тематику, начатую в литургических текстах Рождества Христова и Богоявления. Более того, утверждение праздника Сретения в Византии было тесно связано с христологическими спорами эпохи Вселенских Соборов. И в этом смысле праздник ясно отразил церковное учение о Христе, которое формировалось и оттачивалось на протяжении нескольких столетий. Все это заставляет нас относить этот праздник к числу Господских.
В то же время служба праздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях. Тропарь праздника начинается словами «Радуйся Благодатная Богородице Дево…». Типикон маркирует данное празднование как Богородичное: его богослужебное чествование не отменяет службу воскресения при взаимном с ним совпадении, тогда как двунадесятый Господский праздник никогда не переносится и доминирует над чествованием того дня из подвижного праздничного цикла. А в случае со Сретением перенос возможен, если празднование выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста.
В римско-католическом праздновании Сретения акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля (15 февраля по новому стилю) стал называться «Очищение Блаженной Девы Марии».
По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами, праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.
| Проголосовало: За - 5, против: 0. Общий рейтинг: 5 |
|