Публикации

Зачем мы молимся Богородице и святым?

Дата: 03.02.2016

Просмотров: 11436

Из проповеди настоятеля Свято-Авраамиевского храма протоиерея Владимира Головина

Я часто приезжаю в церковь, хотелось получить ответ на мучающий меня вопрос, который очень важен для меня. Мы молимся Богородице, святым. Библия является безоговорочно истинным словом Господа, но как же отнестись к словам Господа из Библии, что нет посредника между Ним и нами. Разве не может нас слышать Господь? Я уважаю всех святых, молюсь им, ангелам, архангелам. Но меня всегда смущает, когда я молюсь Богородице, Николаю Угоднику или другим святым. Бог ведь всемогущ и всеведущ. Разве есть в Библии указание на то, что мы можем обращаться к кому-то помимо Него? Пожалуйста, ответьте, рассейте мои сомнения.

Это очень важный вопрос. И мне кажется, человек, который умеет думать, не может им не задаться когда-то. Действительно, из Священного Писания мы знаем, что Господь говорит так: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Исх. 20:3). Он один — наш Господь — и Он, словами пророка, есть «Бог ревнитель»: Он не может видеть, когда мы раздваиваемся, расстраиваемся, между Ним и кем-то мечемся. Но в то же время мы, православные, молимся им: Божией Матери, ангелам, святым… Протестанты, баптисты, иеговисты, адвентисты так и говорят: «Вы — православные — отреклись от Бога, вы разорили Его первую заповедь, вы обращаетесь ко многим богам, а не к одному единому Богу». И больше того, я, как священник, могу сказать, что в своей практике приходилось сталкиваться с совершенно дикими проявлениями многобожия среди тех, которые себя считают православными. Это на самом деле так.

Мы с вами знаем, что в наших православных храмах меньше всего православных. Основная масса — это те люди, которые сами себе придумали непонятную религию и эту «непонятную религию» исповедуют, иногда навязывая другим. Увы, этот «духовный разврат» среди православных присутствует. Мне постоянно приходится сталкиваться с фактом, когда люди говорят: «Батюшка, в моём случае какой иконе лучше молиться?» Послушайте, как дико звучит: «Какой доске, разрисованной красками, нужно молиться? Какая из досок мне поможет?» Вот это есть идолопоклонство. Человек верит не в Бога, а в разрисованную доску, и от доски ждёт помощи себе. Многие именно иконе и молятся, не Господу и не изображённым на ней святым. Это признак многобожия и предательства Христа. Мы, православные, не позволяем себе таких поступков, которые в Библии названы «мерзостью пред Господом». Но у нас же «непонятную религию» исповедуют, иногда навязывая другим. Увы, этот «духовный разврат» среди православных присутствует. Мне постоянно приходится сталкиваться с фактом, когда люди говорят: «Батюшка, в моём случае какой иконе лучше молиться?» Послушайте, как дико звучит: «Какой доске, разрисованной красками, нужно молиться? Какая из досок мне поможет?» Вот это есть идолопоклонство. Человек верит не в Бога, а в разрисованную доску, и от доски ждёт помощи себе. Многие именно иконе и молятся, не Господу и не изображённым на ней святым. Это признак многобожия и предательства Христа. Мы, православные, не позволяем себе таких поступков, которые в Библии названы «мерзость пред Господом». И поэтому, кто из нас надеется на святых — тот язычник. Мы надеемся на то, что святые у Господа вымолят для нас милость и наши надежды через святых — на Господа.

Но, тем не менее, вопрос остаётся: «А зачем нужны эти посредники. Разве нельзя напрямую к Отцу обращаться? Он не услышит нас без святых что ли? Зачем эта игра в изломанный телефон?» Вообще, говорить, что святые — это «посредники» — это ложь. Единственный Посредник, Который был и есть на все века — Господь Иисус Христос. Кто-то скажет так: «Мы грешные, они святые: они к Богу ближе…» – тоже несерьёзный аргумент. Потому что мы знаем, как Господь относится к нам. Слова Иисуса Христа: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Бог любит не праведников, а всех. Поэтому и над нами милость Его. Чтобы понять эту истину, я сейчас приведу простой бытовой, понятный пример. Единожды дома я сидел за столом со своей семьёй, дети ещё были маленькими. Жена, два сына и дочь. И один из детей перед этим «нехорошку» большую сделал, и когда мы покушали, начался «разбор полётов». Я сказал провинившемуся ребёнку: «Ты поступил неправильно, мы не можем оставить это без внимания и должны принять меры». Двое других, слушая (это не к ним относились слова), обратились ко мне: «Папа, ты что, его пороть будешь?» Я ответил уклончиво: «А почему вас это волнует? Вас никто пороть не собирается...» И они стали просить: «Пожалуйста, не наказывай его. Пожалуйста!» Что было в моём сердце! Маленький брат и сестрёнка просят за другого, чтобы отец пожалел его! Мне и самому-то жалко, а когда просят…

Как было радостно видеть, что в моих детях есть настоящая любовь, что это не по названию, а по сути всё-таки семья, где каждый любит и поддерживает другого. Наш Бог, Небесный Отец, всех нас воспринимает как сыновей и дочерей Своих. И у Него, действительно, никакой нужды нет, чтобы между нами и Ним стояли какие-то посредники. Мы можем напрямую Отцу говорить, мы же родные Ему дети! Но сердце Небесного Отца ликует от радости, когда наши старшие братья и сёстры проявляют настоящую, деятельную любовь к нам, младшим братьям и сёстрам своим. Святые молятся о нас не потому, что мы их просим... В том же примере за столом мой ребёнок, которому я назидание говорил, не просил своих брата и сестру, чтобы они заступились за него. Их любовь к нему заставила заступаться за него. Так и наши небесные старшие братья и сёстры, Ангелы, святые Божии, Матерь Божия молятся о нас не потому, что мы их просим об этом, а потому, что они умеют по-настоящему любить и поэтому не могут быть по отношению к нам безразличными. В Писании сказано: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Мы, православные, поэтому и обращаемся к святым не потому, что так надо, а потому, что знаем, что они УЖЕ за нас молятся, что они любят нас, что в них найдём тех, кто нас понимает, чувствует... И без них Отец слышит нас, но, благодаря им, вся семья стоит пред лицом Его. Все — в пламени горящей любви — и это совсем другая сила молитвы.

Если кто-то духовно не вырос ещё к тому, чтобы почитать святых и не будет молиться им, то не согрешит. Напрямую обращайся к Отцу. Но, может, когда-то ты вырастешь духовно и поймёшь, что такое любовь… Когда любовь эта — не одного, не двух, не трёх, а многих! Молиться святым — не является обязательным. Мы говорим сейчас не о формальных законах и предписаниях и «буквах», в Библии написанных, а о духе! В Библии написано: «… буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Закон любви есть закон Божий. Это не закон правил, непонятно почему каким-то образом составленных. Христос сказал: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая из заповедей; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…», — и добавил: «… на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). Всё отсюда.

Поэтому ещё один вывод из сказанного: Господа постигают не в напряжении мозга, а в очищенном чувстве любви. Если кто-то интеллектуально очень умный человек, философски, религиозно образован, это не значит, что он «знает Бога». Путь богопознания — это не путь больших раздумий, а путь большой любви. Это очень важно помнить.

(Р)

Обработали Наталья Павлова, иер. Алексий Ахметзянов