Благодарственная похвала Богородице
Просмотров: 15984
В пятницу вечером на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Акафистное пение давно любимо верующими. Вне времени поста акафисты очень часто служатся в храмах. «Радуйся!», — обращаемся мы к тому или иному угоднику Божию, к Богородице, к Самому Спасителю и что может быть прекраснее молитвы, которая «не ищет своего», не просит ничего временного и суетного, а лишь прославляет святость.
В Типиконе, уставе богослужения, которым пользуется Русская Правослвная Церковь этот акафист — единственный. Но именно этот акафист Божией Матери, единственный «уставной» Акафист, стал образцом для написания множества других.
Богослужебная исключительность Акафиста Пресвятой Богородице в полной мере соответствует исключительности события, послужившего причиной его написания.
Что случилось в 666 году
Обстоятельства жизни православных греков в 666 году были весьма драматичны: на Константинополь нападали скифы и персы. Положение отчаянное, силы неравны… Чувствуя свою уязвимость, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Море, дотоле совершенно спокойное, вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю последующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице, Заступнице рода христианского, и постановили ежегодно в этот день, то есть в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».
Сначала праздник совершался лишь в Константинополе именно в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой, и священные предметы Ее земной жизни — риза и пояс. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.
Акафист
Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть.
Все акафисты по сути своей — хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены сообразно 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос — архангельским приветствием «Радуйся...». Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах — величие Пресвятой Девы.
Особенность субботы пятой седмицы Великого поста в том, что акафист входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь сразу, а раздельно, в четыре приема. Каждая часть начинается и кончается пением кондака: «Взбранной Воеводе...». И, зная историю создания этого Акафиста, понимаешь, почему первый эпитет, которым верующие обращаются к Богородице — именно «взбранная», ведь в переводе с церковнославянского это значит «непобедимая».
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48)
«Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — сказала Божия Матерь еще до рождения Спасителя, и действительно это пророчество исполняется уже две тысячи лет.
Ни об одном из святых нельзя так сказать — чтобы его прославляли «в роды родов», все, всегда и непрестанно! И ведь мы чтим Богородицу не просто за единичный великий подвиг прошлого, который имеет решающее для человечества значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви не только не прекращаются, но и возрастают.
Служба «Похвала Пресвятой Богородице», совершаемая в конце Великого Поста, не просто напоминает о некогда бывшем в Греции чуде, но укрепляет нас в вере и надежде воскресения, показывая чудесный пример того, чем может стать человек, чем стала Сама Богородица — Царицей Неба и Земли. Ведь Церковь постоянно учит нас, что к святости призван каждый.
Парадоксы христианства
«Радуйся, чудес Христовых начало…», — торжественно поем мы сегодня, обращаясь к Божией Матери. А уже через две недели Страстная Пятница, когда будет сбываться грозное пророчество Симеона Богоприимца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк. 2, 35). Дева Мария будет стоять у Креста, на котором умирает Ее Сын, и это будет начало Его главного чуда — Вокресения.
| Проголосовало: За - 4, против: 0. Общий рейтинг: 4 |
|