«И Свет во тьме светит…»
Просмотров: 1284
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас»
Этот материал составлялся как продолжение воскресной проповеди в вербное воскресение. Таинственный и непостижимый переход славящих сегодня Христа в стан Его распинателей. И вновь неотступный вопрос к самому себе о заповеди любви к Богу и ближнему: «Кто для меня Христос? Кто для меня ты, мой ближний, мой искренний?»
Для Своих, для народа избранного Тобой, Господи, Ты должен был стать Ангелом завета и начертать в сердцах их новый закон жизни.
Первосвященник по чину Мельхиседекову, ты призван был Своею Кровию искупить весь род человеческий.
Как великому Пророку Тебе надлежало водворить во всем мире Истину, добродетель и веру.
Сын Божий, Ты явился в мир дать верующим во Имя Свое новое сердце и дух новый.
А я призываю во свидетели обо мне самом ближнего своего, кого послал мне Господь.
Что же начертано в сердце моем? Какой новый закон жизни в нем запечатлелся и как это связано с Ним и с тобой?
Что значит для меня лично Его жертва Превосвященническая, и какое я имею к этой жертве отношение? Как отвечу я на ликующее свидетельство Церкви: «Христос воскресе!»?
Истина, добродетель, вера, – всего лишь знаки, богословские термины, слова, благоукрашенные высоким смыслом, но не живые растения, произрастающие из моего собственного сердца, из души и сознания и пустившие корни в моём существе, в сердце моем? Что ты на это ответишь?
Ожило ли сердце мое для новой жизни, живет ли в нём Христос? Каким духом движим по жизни и совершаю поступки? И для чего, наконец, спрашиваю?
Ответь на эти вопросы и убедишься, что можно быть или жить в этом мире, то ли распиная себя вместе со Христом, то ли быть вместе (или заодно, при молчаливом согласии) с Его распинателями. Среди христиан нейтральных состояний нет. Пусть современный мир даёт новый «образец» христиан, крещённых формально, без веры, хотя это трудно себе представить: и взрослому человеку, и отроку, – всем доступен этот толчок, – побуждение сердца: «Се, стою у дверей и толку…», идущий от Самого Господа.
Давай и мы с тобой войдем вслед Господу во Святый град, где Ему предстоят последние сражения с силами зла. Эти дни, последние дни Его земной жизни, – Великие дни, предваряющие Великую и последнюю Его битву с князем мира сего, Сатаной, Богопротивником. И эта битва будет выиграна Спасителем. Победа дастся Ему дорогой ценой, – ценой Его человеческой жизни, Его крови, Его крестных страданий. Победа над смертью! Ибо завершится эта битва Его Воскресением и ада разрушением.
Но всё вышесказанное для каждого из нас – не больше, чем лубочное искусство красивого плетения словес, не правда ли? Если…
Вот это «если» и составляет суть нашего (заметь, каждого из нас) обращения ко Христу: кто я есть перед Лицем Божиим, в каком отношении к Нему пребываю, действительно ли я Его последователь, – христианин? Если в твоём сердце звучит отклик на призыв Христа: «Отвергнись себя, возьми крест твой и следуй за мной» – тогда сегодня и ты войдёшь в этот святый град, – обратишься внутренним взором в сердце, в сокровищницу, бесценней которой в очах Божиих нет ничего на свете: ты заглянешь в душу свою и станешь исследовать её содержимое, проверяя каждое её движение, каждый удар своего сердца событиями этих великих дней.
С КЕМ ТЫ? НА ЧЬЕЙ ТЫ СТОРОНЕ?
Вот видишь ты собравшийся народ и слышишь: «Осанна!... Благословен!...» Но уже знаешь, что эти самые люди будут вопить скоро: «Распни Его…». С кем ты и где? Вопрос кажется риторическим? Но всегда ли наши с тобой упования веры совпадают с требованиями Бога? Не ропщем ли, не получая просимого? А когда получаем прямо противоположное, – всегда ли с миром принимаем всё, что ни посылается нам от Бога?
Вот ты слышишь, как дышат ненавистью законники, желающие убить неугодного им Мессию? Разве тебе не понятна их озабоченность? Ну, да, – откуда, ведь ты не обличен земной властью…
«Ты носишь имя, что ты жив, но ты мёртв» – слышишь ли Божественный упрёк Христа в великий понедельник? Бесплодной смоковницей раскинулось человечество наше на планете Земля. Всмотримся и мы с тобой, окрест души своей плодоносящих уголков разглядывая след. Неужто нет совсем плодов, и Христу мы в дар с тобой так ничего и не принесем? Бесплодие – грех непростительный, подлежащий проклятию: «Да не будет у тебя плодов вовек!»
Как страшно – кипеть нам с тобой обширной общественной деятельностью, – шуметь на ветру густой листвой смоковничьей и при этом доброго плода – не иметь! В таком состоянии находился вечный город с его всемирно известным храмом, отстроенным и благоукрашенным.. Благодарение Господу: Им Самим дарована нам новая жизнь сердца, о которой скажем ниже.
Ты слышишь, как в деловом ритме жизни Иерусалимского храма и самого города уже народился и звучит окрик: «Распни… Кровь Его на нас и на детях наших!»? Трудновообразимое упорство и ожесточение души, но нет ли чего похожего и в наших душах? Не эти ли грозные нотки звучат в нашем упорстве, когда говорим примерно следующее: «Сделаю, что хочу и за себя ответ держать буду только сам? Но всё-таки сделаю, не по Божьему велению, а по своему хотению». Вот пустота внешнего благочестия, не имеющего плодов! Вот почему так важно нам с тобой разглядеть: каково наше, – личное каждого из нас отношение ко Христу? Как всё, что происходило и происходит с Ним, соотносится с нашим, с моим и твоим переживанием происходящего? Где был и нахожусь лично я, ты, он, она, они, когда здесь проходил и днесь проходит Бог?
Проходит Своим путём и ополчением на мировое зло, разлитое в человечестве. Идёт отдать всецело Свою жизнь за нас. И что же мы? Способны ли мы отдать себя всецело Господу, вот так, как возглашает священник на богослужении:
«САМИ СЕБЯ И ДРУГ ДРУГА И ВЕСЬ ЖИВОТ НАШ ХРИСТУ БОГУ ПРЕДАДИМ»
В этот день сидел Иисус на горе Елеонской. И приступили к Нему Ученики Его и спрашивали о судьбах мира и о тайне Второго пришествия…
Здесь всё для нас с тобой тайна: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Кто нас прельстит внутри церковной ограды? Но Господь говорит о соблазнителях и прельстителях в мире и внутри Церкви: «Если возможно, и избранных прельстят лжехристы чудесами своими».
Такова сила обмана нынешних дней, что сбросят (и сбрасывают!) волки в овечьих шкурах свои маски (как говорит об этом прот. А. Шаргунов), «и явятся просто как волки пред стадом Христовых овец».
Но вот что из тайны беззакония касается нас с тобой как-то особо, – это пророчество об охлаждении любви: «…из-за умножения беззакония охладеет во многих любовь». Это значит, что сопротивление злу ослабнет потому, что в мире недостанет любви, а только любовь имеет силу противостоять злу.
ВЗГЛЯНИ НА КРЕСТ
и не убойся говорить о сокровенном, о личном, ведь то, что открывается нашему внутреннему взору здесь, на кресте, – всё очень личное, самое потаённое и невыразимое, предельно обнажается перед всем миром: «Я для тебя, человек, – никто… Я тебе не нужен… Но если бы ты знал, как Я люблю тебя!» Здесь на Кресте, – Сама Любовь и ничего, кроме Любви на кресте нет. Так Она действует, живёт и отдаёт жизнь Свою ради возлюбленных своих и через эту смерть, по таинственному Божественному Промыслу, воскресает к жизни вечной, побеждая смерть.
Каждый из нас может, оглядевшись вокруг, обратить свой взор на ближнего своего, на друга, подругу, сестру или брата, сына или дочь, на детей или родителей, на жену или на мужа, на избранницу свою или суженного, на случайного прохожего, попавшего в беду и кому ты, рискуя собственной жизнью, стараешься помочь. Каждый может сказать, если сможет постараться и что-то очень важное понять в своем отношении к ближнему, может быть, так: «Возлюбленный во Христе близкий и родной мне человек! Дал Господь познать мне, что быть христианином, это значит быть любящим человеком. Чтобы жизнь не умерла во мне, Он послал мне тебя. Чтобы мерзость запустения расчистить в сердце моём, Он стал учить меня Любви. О, как премудр Учитель Любви! Какими путями вёл всё это время меня: через мерзкую трясину моего эгоизма, себялюбия и жалости к самому себе, – к высоте духа и понимания – КАК ЛЮБИТ НАС ГОСПОДЬ! Вот этой Любви и меня учил: любить до самоотречения, до готовности, если на то воля Божья, пить чашу горькую страданий всё равно каких и до самоотречения, до крестного часа своего, где смерть является единственным способом защитить любимого.
Взгляни на крест, на эти раскинутые руки Его. Положить душу свою за друзей своих – единственный способ защитить их от сил разрушения, сил зла: Бог принимает такую жертву по Своему же Слову: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» – и начинает действовать.
Но это ещё не всё. Что самое удивительное, – Господь не ограничен в Любви и к этой безграничности зовет и нас с тобой: к союзу совершенства в вечности. Пребывать с Самим Собой зовёт Он нас, где любовь никогда не перестаёт, не ищет своего, не превозносится…
Скажи, разве не благодаря этому устремлению Бога к человеку и ответному устремлению нашему жив мир? И что было бы, если бы мы перестали стремиться к Любви?
Скажешь ещё, что по человеческой немощи мы любим пристрастно. Согласен. Но по благодати Божьей, изменяющей нас и нас исцеляющей, уцеломудривающей, – происходит наше исцеление: что невозможно человеку, возможно Богу. И претерпевший до конца спасён будет.
ВЗГЛЯНИ НА КРЕСТ
Что говорит нам о Любви Господь? «О, развращённый и прелюбодейный мир! Посмотри, так распинается невинность, так бичуется и оплёвывается целомудрие!» И кто распинатели и осквернители? Мы сами: кто словом, кто помышлением и взглядом нечистым, кто делом: через все доступные информационные каналы льются в мозг, в душу и сердце потоки демонических блудных влияний. Растлевается женщина, – разоряется Родина, угасает народ, нация, изчезают роды с лица земли, фамилии, разрушаются семьи… Россия наша на позорище, на Голгофском кресте. За что распинаема?..
А мы с тобой, – где мы мыслим себя в этом действе?
Не нас ли с тобой зовёт Господь претерпеть до конца, хранить любовь как искру Божью в этом мире и стоять на этом рубеже Царства Христова, где любовь превыше всего, – до конца?
Пусть весь мир входит во тьму кромешную, но мы-то с тобой знаем, что «Свет во тьме светит и тьма не объяла его». Пусть торжествует ещё зло, но в Пасхальную ночь мы услышим эти слова и зло получит сокрушительное поражение. И мы станем с тобой этим светом, – ведь мы должны быть светом по дару Христа, если мы Христовы. Не будем его бояться, но будем верны этому дару, – Сам Господь нам его доверил. Среди всеобщего отступничества, среди всеобщего охлаждения будем хранить Ему верность. Ведь это Он – Сама Любовь.
Претерпевший до конца спасён будет в Любви.
И Церковь наша устоит только Любовью.
Вот наше место перед Лицем Господа».
И если так, – то «радостию друг друга обымем, рцем: братия, и ненавидящих нас простим вся воскресением и тако возопим: «Христос Воскресе!»
Подготовил Александр ФОКИН
| Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0 |
|