Публикации

Мытарь или фарисей?

Дата: 13.02.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 2472

В Неделю о мытаре и фарисее думаешь о том, что надо бы хоть немного стяжать того покаянного чувства, что было у мытаря из притчи. И странно себе представить православного христианина, который бы вдохновился противоположным примером, и захотел походить на фарисея. Но, как сокрушается апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

Мало, конечно же, соглашаться со Спасителем и говорить: «Истину говоришь, Господи! Аминь!», нужно ещё и воплотить это в жизнь. И вот настаёт Великий пост: мы меняем рацион своего питания, чаще ходим в храм, даже одежду иногда меняем на более простую (частенько — чёрного цвета), отказываемся от развлечений, и тому подобное. Если честно, то соблюсти все эти внешние предписания не так уж и трудно, а вот добавить к ним внутреннее содержание гораздо сложнее. И одна из самых главных трудностей в этом внутреннем содержании поста заключается в том, что ещё понять и принять нужно то, чего от нас хочет Господь.

Разве самое главное, чего хочет от нас Бог в предстоящие дни — это воздержание в пище и отказ от развлечений? Или, быть может, наше присутствие на многочасовых постовых богослужения является целью поста? Конечно, всё это лишь средства (бесспорно важные и действенные) к достижению какой-то главной цели, но не сама цель.

А в чём же цель? И вот тут приходит нам на помощь притча этого воскресного дня о мытаре и фарисее. Два грешных человека (ведь нет человека без греха) пришли в храм: фарисей (поборник и хранитель религиозного Закона и традиций) и мытарь (предатель своего народа — слуга римлян-оккупантов). Оба в храме, верят в Бога, оба считают Его самым важным в своей жизни, оба молятся Ему. Но лишь одного из них Бог принимает — мытаря, который смиряется, ненавидит свои грехи, в слезах раскаивается в них, и тем самым открывает своё сердце Богу. Пребывание же фарисея в храме оказалось, можно сказать, бесполезным для него.

О смирении и покаянии можно много говорить, слушать, читать, но к ним ещё нужно приступить. Фарисей ведь тоже грешник, но молитва его лишена осознания своей греховности, потому и не пошла ему на пользу. Он прекрасно знает, что такое грех, но не видит его в себе. Ему проще соблюсти все внешние требования религии (может быть, даже ритуально разорвать свои одежды, напустив на себя скорбный вид), чем реально вступить в борьбу с самим собой, которой, как выяснилось, только и ждёт от человека Господь.

Вот и получается, что все те требования, которые предписывает христианину Церковь во время поста, направлены только к тому, чтобы помочь человеку прийти к покаянию, которое очистит сердце для встречи с Богом. И покаяние является настолько тяжёлым трудом, что порой, гораздо проще человеку незаметно для самого себя пойти путём фарисея, при этом искренне восхищаясь духовным подвигом раскаявшегося мытаря... Но важно помнить, что эта история является не просто абстрактным «призывом к людям», а призывом ко мне лично.

В сегодняшней притче ясно видно предостережение и призыв к готовности потрудиться, но тут же мы видим и свет надежды, ведь покаянный труд мытаря был вознаграждён Богом сполна. Ради этого и нам стоит постараться.

(Р)