Публикации

Чему учиться у отца монашества?

Дата: 30.01.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3901

Сегодня Церковь вспоминает святого Антония Великого — одного из самых известных святых древности, которого часто именуют отцом монашества, и совсем не случайно называют ещё и великим.

Святой Антоний родился в III веке и почил о Господе в середине IV столетия, прожив на земле более ста лет, а точнее — 105. Конечно, нельзя считать этого подвижника основателем монашества в прямом смысле этого слова, ведь иноческая жизнь была известна ещё до него. Святой же Антоний привнёс в православную аскетику практику отшельнического монашества (пустынножительство). Стоит, кстати, отметить, что и само отшельничество, как особый подвиг, возникло в христианстве чуть раньше — со времён преподобного Павла Фивейского. Но именно святой Антоний положил начало распространению пустынножительства повсеместно, освятив его своими великими подвигами, став ярчайшим примером для всех желающих спасения (не только монахов) на тысячелетия вперёд…

Чему же мы можем научиться у такого далёкого от нас по времени святого? Многому. Но обо всём кратко не напишешь. Посему обратим внимание лишь на некоторые моменты из жизни угодника Божия. А подробнее о его подвигах можно прочесть в житии святого Антония, написанном рукой самого святителя Афанасия Великого, который был лично знаком с подвижником.

Уход из мира

Как повествует житие, он очень любил Священное Писание. И Антоний не просто любил его слушать, но любовь эта выражалась в том, что он, во-первых, слушал Писание всегда с величайшим вниманием, а во-вторых, почитал слова, сказанные в Евангелии, призывом к действию, обращённым лично к нему самому. Так слова Господа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21), понудили святого покинуть мир ради монашеских подвигов.

В чём тут пример? Конечно, в отношении в Писанию. Ведь, как часто мы слышим слова Евангелия или апостольских посланий! Но всегда ли осознаём, что перед нами не только прекрасный текст, прекрасные мысли, прекрасное слово Божие, а именно призыв к действию?! Обратим внимание на слова, так запавшие в душу Антонию: в этих словах скрыт глубочайший смысл, заключающийся в том, что человек создан для жизни в Царствии Небесном, и к нему одному должен стремиться, а не к мирским благам, которые не имеют права мешать стремлению души к своему Создателю. Эта мысль, конечно, актуальна не только для монаха, но и для всякого христианина. Только ведь понять-то это легко, а вот воплотить в жизнь не так-то просто. И вот пример святого Антония даёт понять, что всё возможно тому, кто уповает на Бога, Который всё необходимое всегда даст Своему подвижнику — всё, что действительно нужно, а не то, что в итоге прикуёт душу к земле. Это видно, например, из удивительного эпизода из жизни святого Антония, когда после многих лет затвора в пустыне, люди проникли к нему в келию. Друзья думали увидеть его измождённым, измученным — ну хоть как-то изменившимся физически. А он предстал перед ними точно таким же с виду, каким и оставил мир — Господь сохранил его, всё нужное ему дал, да ещё и многократно укрепил духовно.

Борьба со злом в себе

В тексте жития, написанном святителем Афанасием, множество раз упоминается борьба святого Антония с различными искушениями. С чем же он боролся? Да со всем, что только может прийти в голову! Мы привыкли представлять себе подвижника таким, каким он изображён на иконе, но ведь и святые в своё время были подвержены разным страстям — таким, какие встречаются у всех. Вот и преподобный Антоний воевал и со сребролюбием, и с блудной страстью, и с гордыней, и с тоской о прежней жизни, и с сомнениями в выбранном пути. Диавол пугал его призраками различных чудовищ, являлся ему в образе женщин, даже приходил к нему в виде побеждённого демона (пытаясь так склонить святого к гордыне и самомнению). Если почитать житие, то видно, что почти всё из перечисленного мы, нет-нет, да и повторяем в своих исповедях. И всё это с помощью Божией святой Антоний победил. А значит, это возможно и нам. Но как? Как себя превозмочь?!

Ответ на это вопрос, наверное, скрыт в той страшной ночи, когда выбившийся из сил святой, взывая о помощи к Богу, вдруг увидел яркий свет в своей келии, который разогнал приступившие бесовские наваждения. Тогда Антоний спросил у Господа: «Где был Ты, милосердный Иисусе? Почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» Спаситель ответил: «Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире». То есть, Бог всегда рядом — Он лишь даёт нам возможность потрудиться над своим спасением, но никогда не заставляет нас трудиться сверх наших сил. Бог всегда поможет в нужный момент — лишь бы мы не забывали о Нём. Так и святой Антоний всегда боролся, никогда не останавливался в этом труде, и Бог помогал ему.

Итак, мы видим, что вспоминаемый нами сегодня подвижник явил нам пример того, как следуя за призывом Божиим ко спасению (который обращён ко всем нам), человек с помощью труда и постоянной духовной борьбы смог достичь святости – того состояния, к которому призваны все люди от рождения.

Закончить же разговор о святом Антонии стоит его словами о несоизмеримости Царствия Небесного и земного бытия:

«И вся земля эта очень мала пред целым небом. Поэтому, если бы мы были господами над всею землею и отреклись от всей земли, то и это не было бы еще равноценно Небесному Царству. Если же вся земля не равноценна Небесам, то оставляющий небольшие поля как бы ничего не оставляет. Если оставит он и дом или довольное количество золота, то не должен хвалиться или унывать».

С такими мыслями, наверное, уходили в Вечность многие подвижники — они понимали святого Антония, ведь своей жизнью приобретали себе гораздо большее, чем могут дать нам все материальные богатства этого мира.

Святой Антоний Великий, моли Бога о нас!

(Р)