Заступница Небесная
Просмотров: 7343
Реку Угру наши предки называли «Поясом Богородицы». И это неслучайно. Однажды, много веков назад, речка, словно небесный щит, преградила путь опасным и жестоким врагам, направлявшимся в Москву для ее опустошения и очередного разорения. Это событие в истории известно под названием «стояние на Угре», оно открывает новую страницу в истории нашего государства. Церковное предание бережно хранит память о том, как наши предки, терзаемые грозящей опасностью, молились с особым упованием Пресвятой Богородице перед ее чудотворным образом «Владимирская». Как и много раз до этого, не оставила Царица Небесная наш народ, явила помощь и освобождение.
1480-й год. Уже несколько лет великий князь Московский Иоанн III не платил дань Большой Орде, под игом которой Русь находилась не одно столетие. Хан Ахмат с огромным войском отправился к Москве, чтобы вернуть долг русского княжества, а также утраченные власть и авторитет ордынцев. С большой скорбью встретил эту новость русский народ, слезно взмолились люди Господу и Пресвятой Богородице. Вся Москва молилась перед образом Царицы Небесной «Владимирская», многажды раз явившей русскому государству помощь и заступление от внешних врагов и внутренних бедствий.
Великий князь Иоанн III
Хан Ахмат выбрал удобное время для наступления на Москву, положение которой было в те времена незавидным. Государство было окружено врагами со всех сторон, кроме того, в январе 1480 года против Иоанна III восстали его братья — Борис и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Однако, твердо надеясь на помощь Владычицы Небесной, весь народ призывал Иоанна III выступить против злоименитого Ахмата с ответным боем. И князь, взирая на чудотворный Владимирский образ, послушал москвичей.
Хан Ахмат со своим полчищем подошел к Угре, покровительственно огибавшей Москву. С другой стороны реки широко растянулось русское войско, пресекающее любые попытки ордынцев форсировать реку. Ахмат рассчитывал на помощь Литовского князя Казимира IV, с которым у него была договоренность. Однако Иоанн III убедил Крымского хана, также в те года враждующего с Ордой, напасть на Подолию — южные территории великого княжества Литовского. Таким образом, Казимиру IV просто некогда было помогать Ахмату — проблем хватало внутри собственного государства. Также Иоанну III удалось договориться с мятежными братьями Борисом и Андреем Большим, и они со своими войсками пришли на помощь Москве.
Тем временем «стояние» затягивалось, попытки ордынцев переправиться через реку не увенчались успехом. Хан Ахмат попытался договориться с русским князем. Однако вместо крупной суммы, скопившейся за года неуплаты дани, и изъявления покорности, Иоанн III отправил к хану боярского сына с подарками. Ордынский правитель не принял их, но что-то предпринять, чтобы переломить ход военного действия в свою пользу, он не мог.
Ситуация изменилась с наступлением холодов, когда река Угра стала покрываться льдом. Иоанн III принял решение отвести войска и сосредоточить их близ города Боровска, стратегически более выигрышного для того, чтобы дать бой. Однако… Хан Ахмат этот бой не дал. Казалось бы, Москва, потеряв главное преимущество, была как на ладони для захватчиков, но ордынцы, не дав решающей битвы, предпочли развернуть войска и отступить. Тактически «стояние на Угре» окончилось ничьей, но фактически такой исход означал победу русских. Окончательную победу. Ордынцы ушли ни с чем, Русь перестала платить дань. Эпоха татаро-монгольского ига для русской земли окончилась. Отныне Русь стала независимым государством.
Можно долго рассуждать о том, почему хан Ахмат принял такое неожиданное решение. Нехватка провизии, теплой одежды, оружия, измотанность воинов или прочее? Но ясно одно: без промысла Божьего не случилось бы этой победы. Наши предки с большой радостью и благодарностью взмолились ко Пресвятой Богородице, не оставившей Свой народ перед лицом врага. В честь освобождения русских от Орды 23 июня (6 июля по н.ст.) был установлен праздник Владимирской иконы Божией Матери, и до того не раз являвшей помощь в решительных для русского народа сражениях и судьбоносных исторических событиях.
(А)
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|