Публикации

«И остави нам долги наша, якоже и мы…» 

Дата: 01.03.2020

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5057

«Прости меня» — простые и в то же время сложные слова. Порой сказать их бывает очень трудно. Но сказать нужно. И не только тогда, когда ты действительно неправ. Порой надо первым сделать шаг навстречу и даже, если необходимо, первым сказать «прости» и тогда, когда твоей вины нет. Так мы восстанавливаем отношения с человеком, обретаем душевный мир и становимся ближе к Богу.

Помню, однажды рассказала батюшке о ссоре с близким человеком. «Он меня обидел. Но через день он попросил прощения, я его сразу простила», — рассказывала я священнику, явно гордясь своей незлопамятностью. Но к моему удивлению батюшка мне сказал: «Не надо было ждать сутки. Надо было идти и первой мириться…». Вот тут в моем сознании что-то перевернулось. Произошла нестыковка. Как же так? Меня, значит, хорошую обидели, а мне еще и извиняться? Это было в начале моего воцерковления, и это был один из первых уроков христианского смирения… 

Вообще, искать примирения, несмотря даже на то, что обидели тебя, а не ты, в чем-то идет вразрез с наиболее распространенной практикой в обществе. Человеку неверующему сложно понять: как можно просить прощения у того, кто тебя, допустим, оскорбил или предал. Зачем унижаться и первым подходить для разговора, если виноват не ты? Однако пришедший на землю Спаситель открыл нам закон, который выше житейской справедливости и человеческой правды. Это закон любви. По нему и будет судить нас Господь. В свете этого закона — кто первым в сложной конфликтной ситуации пошел на уступку, тот и прав. Кто первым нашел в себе силы извиниться, тот стал тем другом Божиим, на ком остановилось и исчезло зло. И это большого стоит, на самом деле. 

Перед каждой исповедью мы проверяем свою совесть: не обидел ли кого, да и сам не держишь ли зла на ближнего. Нельзя просить прощения и милости у Бога, не простив и не примирившись с людьми. Христос всем нам сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23–24). Это слова, к которым нужно очень серьезно отнестись. Господь на суде не спросит: кто был прав в ситуации, которая привела к неприязни, он спросит: что сделал ты, чтобы положить конец вражде?

Если исповедовавшись, мы собрались причащаться Тела и Крови Христовых, то перед самим таинством опять слышим в храме: «Первее примирися тя опечалившим». Вновь Господь словами богослужения призывает нас к миру и даже с теми, кто нас опечалил, то есть обидел или расстроил. Но как? Прощать, идти и мириться…

О том, насколько важно примирение между людьми, хорошо показано в житии святого Никифора, память которого мы недавно праздновали — 22 февраля. Так вот: у него был друг — священник по имени Саприкий. Случилось так, что они рассорились и возникла у них вражда. Прошло довольно много времени, и Никифор стал подумывать о примирении. Сначала он посылал к Саприкию общих друзей, которые передавали извинения Никифора и его раскаяние. Однако священник был неумолим. Потом Никифор отправился к нему сам и со слезами, на коленях просил прощения, чтобы между ними не оставалось злобы. Но Саприкий даже не смотрел в его сторону. Тем временем вспыхнули гонения на христиан. Саприкия арестовали и приказали поклониться языческим богам. Тот отказывался и претерпел множество мучений за Христа. Когда же его повели на казнь, по пути его встретил Никифор, и стал вновь слезно вымаливать прощения у Саприкия. Однако даже перед смертью он не пошел на примирение. Тогда Господь лишил Саприкия благодати, которая помогала ему выстоять в пытках, и будущего мученического венца. Когда палачи хотели уже отрубить ему голову, он закричал: «Не убивайте меня, я готов поклониться богам и принести жертву!». Тогда Никифор, видя, что его друг отпал от веры, громко исповедовал себя христианином и был убит вместо Саприкия, обретя вечную славу у Господа и мученический венец. Саприкий же погиб для жизни вечной.

Так и каждого из тех, кто первым, несмотря на обиды, пошел на примирение и смог найти в себе внутренние силы извиниться, Господь не оставит без награды. Прощение обид и поиск примирения со всеми является лучшим доказательством того, что человек всей душой стремится к Богу. Это отказ от самолюбия ради спасения и Господа, отказ от своей правды и признание Божией правды. Это доверие Ему. Человек, ищущий мира со своим обидчиком — это тот, благодаря которому живет и ширится дело любви на земле.

Сегодня — прощеное воскресенье. День, когда люди просят друг у друга прощения за все обиды. Не стоит ждать, и сделать первым шаг к примирению с теми, кто обидел тебя. Возможно, обидчик давно осознал свой грех и раскаялся в своем поступке, но гордость мешает ему извиниться. В таком случае тихое «прости» способно преобразить не одну, а сразу две души.

(А)