Публикации

Наша «петля времени»

Дата: 05.03.2020

Автор: Маргарита Титова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7389

Смотрели фильм «Доктор Стрэндж»? Даже если не смотрели, ничего страшного. Суть вот в чем. Главный герой (разумеется, СУПЕРгерой) должен спасти мир от вселенского зла и для этого он создает «петлю времени» — момент, который повторяется снова, снова и снова, от чего зло приходит в ярость и покидает наш мир.

Вам не кажется, что это как-то похоже на нас и нашу жизнь в Православии? Каждый год по весне приходит к нам Великий Пост, наша «петля времени». Каждый год одно и то же — Прощеное воскресенье, Покаянный канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, Вербное воскресенье, Страстная Седмица и Пасха. Ничего нового. Все старо, как мир и прожито нами много-много раз.

Но… Что насчет нас самих? Кто возьмется утверждать, что из года в год мы остаемся такими же, как прежде? Пожалуй, никто. Вот так и работает наша «петля времени». Мы в ней — с большой натяжкой, но супергерои, наши страсти — зло, и проживаем мы Великий Пост из года в год, снова, снова и снова, дабы это зло найти, осознать, искоренить.

Вот какой-нибудь человек пришел сегодня в храм. Вы  сейчас скажете: «Ну и что здесь такого? Тоже мне, подвиг!» И отчасти будете правы. Да, подвиг! Человек, может, целый год в храме не был. А может и дольше. Почему? А он сам не знает. Работа, друзья, лень, а потом как всегда это гнетущее чувство — как могу я пойти в храм на праздник, если я там так долго не появлялся? Да и к Причастию в этой суете как следует подготовиться невозможно, а без подготовки никак нельзя. Стыдно человеку, что он такой, вот и выпадает из церковной жизни… Но, жизнь без Бога — это не жизнь. Ты понимаешь и чувствуешь это, когда все идет шиворот-навыворот. Когда хочешь чего-то, а чего не знаешь. Когда просто не знаешь, что сделать, чтобы внутри перестало зудеть. А ответ прост. Нужно пойти в храм.

Великолепный сегодня день — Прощеное воскресенье. В храме полумрак и народ с опущенными головами и слезами на глазах. Грешные мы, слабые, и сегодня мы как воины (или — все те же супергерои, как пожелаете) встаем на этот 40-дневный путь борьбы со злом. Со своим, прежде всего, злом.

К чему это я все? Вот еще один Великий пост на пороге. Еще один шанс что-то изменить в себе. Еще одна возможность, как сказал сегодня батюшка, совершить свой маленький подвиг. Я прекрасно знаю, что будет в конце. Я прекрасно знаю, что за путь меня ждет. И сегодня я как Маугли «принимаю бой». И самый первый урок — прощение. Не формальное, заключающееся в пароле «прости меня — Бог простит», а настоящее. Откопать в себе обиду и сказать ей: «Уйди, противная! Я с Христом, иду с Ним и за Ним, а тебе в другую сторону». Митрополит Антоний Сурожский писал: «Простить — это не значит забыть, простить — это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой — возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения». Лучше и не скажешь.

Великий пост, семь медленных недель,

Дарованных тебе для покаянья.

Но многопопечительности шмель

Жужжит, стремясь отвлечь твое вниманье.

Всевает помыслы пустые подлый враг,

Попался ты, поддался празднословью…

Все схвачено: взгляд, жест, твой каждый шаг

Известно, лишь смиреньем и любовью

Возможно победить и не пропасть.

Великий пост — дорога к очищенью.

Мир наступает, мир ощерил пасть!

Трезвись, душа, не стань его мишенью!

Великий пост. Семь медленных недель

Великопостных служб, молитв усердных.

Так непомерна, так огромна цель

Пути, что не выдерживает сердце.

(Н. Карпова)

С началом Великого Поста, братья и сестры!

 (Р)