Почему отдание Благовещения иногда бывает раньше самого праздника?
Просмотров: 11135
Великий пост — это удивительное время, когда обычный ход богослужения претерпевает настолько радикальные изменения, что порой бывает сложно отыскать знакомые ориентиры. Вообще, общий разбор этих особенностей — это тема для множества публикаций, но здесь пойдет речь об одном удивительном феномене, который, правда, встречается далеко не в каждый Великий пост.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из главных христианских праздников. Он посвящен воспоминанию благой вести Архангела Гавриила ко Пресвятой Богородицы и последующему Боговоплощению. Датой празднования этого дня, как на Востоке, так и на Западе, считается 25 марта, которое отстоит ровно на девять месяцев от дня празднования Рождества Христова. Но не только события Рождества связаны с днем 25 марта. Согласно Александрийской и более поздней Византийской хронологической системам имеет место совпадение событий Благовещения и Распятия Господа.
В последний год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа даты этих событий совпали. Впервые про это совпадение пишут западные авторы III века Тертуллиан и сщмч. Ипполит Римский. При этом сщмч. Ипполит, на основании библейских текстов (Быт. 2, 3; Откр. 20, 4-6; Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Так в сочинении, приписываемом свт. Афанасию Великому сказано, что Христос вочеловечился 25 марта потому что в этот день первоначально Бог сотворил человека.
Вообще, в Византийской традиции день 25 марта имел необычно большое значение, соединяя в себе день Благовещения, Воскресения Христова и сотворения мира. От дня Благовещения отсчитывались и отсчитываются даты праздников Рождества Христова, Зачатия и Рождества Предтечи Господня Иоанна.
Кроме того, день Благовещения служил началом церковного или даже гражданского года, как на Востоке, так и на Западе. А убеждение о совпадении исторической даты распятия с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасха», что можно перевести с греческого как Господственная, настоящая, нормальная Пасха.
Но нас интересует даже не сам праздник Благовещения, а день отдания праздника. Двунадесятые праздники, а также Пасха имеют несколько дней празднования. Кроме самого дня праздника, существуют периоды предваряющие праздник — предпразднство, а также дни после праздника, в которые продолжают употребляться праздничные песнопения — попразднство. Последний день попразднства называется отданием праздника. У каждого двунадесятого праздника есть свой срок для попразднства, а праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет предпразднства и попразднства совсем.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда он попадает на период Великого поста до пятницы, предваряющей Лазареву субботу, имеет один день, предваряющий праздник, и один — его завершающий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы имеет еще одно название — собор Архангела Гавриила.
Но если Благовещение выпадает с пятницы шестой седмицы Великого поста, то Благовещение празднуется один день, а предпразднства и отдания праздника не бывает. Но в православном богослужении молитвенные тексты не исчезают бесследно. В период, начинающийся от Лазаревой субботы и до конца Светлой седмицы в богослужении воспоминаются только события последних дней жизни Иисуса Христа и события его Воскресения и явления по Воскресении. Службы святым, выпадающие на этот период, должны вычитываться на Великих повечериях будних дней Великого Поста, начиная со второй и до конца шестой седмицы. Памяти святых как бы переносятся вперед и служатся раньше дней своей памяти. Служба предпразднства и отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в случае попадания их на Лазареву субботу и Вербное Воскресенье, а также на Страстную и Светлую седмицы — переносятся вперед, на шестую седмицу Великого поста, и тогда мы можем наблюдать интересную картину, когда отдание праздника предшествует самому празднику. Обычно в храме висит расписание богослужений, в котором отражены эти подробности, и эта богослужебная особенность всегда вызывает недоумение и попытку достучатся до священника или уставщика, с указанием «ошибки» в расписании. Есть еще много удивительных страниц в богослужении нашей Православной Церкви, но о них в следующих материалах. Помогай нам всем Господь и Пресвятая Богородица!
(Р)
| Проголосовало: За - 4, против: 0. Общий рейтинг: 4 |
|