Публикации

Пост не должен стать диетой

Дата: 18.03.2024

Автор: Иерей Александр Ворошилов

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13372

«Великий пост — это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, — для того, чтобы обрести способность жить, — жить со всей глубиной и интенсивностью, к чему мы и призваны» — так величественно говорит о посте митрополит Антоний Сурожский. Действительно, Великий Пост — это Пост с большой буквы. Будничные службы в это время совершаются совершенно иначе, чем обычно, песнопения звучат в красочном миноре, службы становятся дольше, и даже облачения священнослужителей носят черную окраску, напоминая нам о важности и серьезности Поста.

Структура Великого Поста построена так, что каждая его неделя имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода усиленной духовной жизни, действительно, как по лестнице духовного восхождения, шаг за шагом, ступенька за ступенькой приближается к тайне Пасхи Христовой.

Но Пост это не единоличное движение ко Христу — это движение всей Церкви, и об этом довольно точно замечает святитель Григорий Богослов: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Вот к чему подталкивает нас Пост — к совершению дел милосердия, к добродетели, к соблюдению заповедей и, наконец, к самому главному — к умножению в нас Любви.

Для многих из нас Пост становится просто диетой, и на этом все наши «подвиги» оканчиваются, как и сам пост. Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует эту пустоту, она гнетет его и пугает. Изо всех сил старается он заглушить гнетущее ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями — просмотром любимых телепередач, приятной истомой после сытного ужина, алкоголем, игрой на компьютере… Он старается не думать о том, что смерть, в конце концов, отнимет у него все эти «обезболивающие» средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спрятаться?

Порядок в своей душе нужно наводить, пока жизнь еще не кончилась. В этом, собственно, и заключается главный смысл Великого Поста. Иоанн Златоуст пишет: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».

Отказываясь в Великий Пост от скоромной пищи, развлечений и греха христианин наконец начинает смотреть на мир глазами первозданного человека. Того Адама, который общался с Богом, и ничего ему не мешало, ничего не отвлекало, который глядел не на внешность, но видел саму сущность вещей, познавая Бога через общение (молитву) с Ним. Вот и нам необходимо соблюсти заповедь поста, данную в Раю ещё прародителям, чтобы и мы с вами смогли увидеть духовными очами Господа нашего.

Давайте же в эти спасительные дни наполним свою внутреннюю пустоту любовью к Богу и ближнему, попросим у Христа помощи в этом неподъемном для человека труде. Только тогда пост станет настоящим духовным подвигом и перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой.

(Р)