Публикации

Святой Порфирий, епископ Газский

Дата: 10.03.2016

Автор: Екатерина Русина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6908

Святой Порфирий родился в весьма богатом семействе города Фессалоники в 347 году. С юношества он не имел привязанности к земным благам, и когда ему исполнилось двадцать пять лет, решил покинуть родной дом и отправиться в Египет, дабы посвятить свою жизнь иночеству. Из Египта он перешел в Скит, где пробыл пять лет, и направился в Иерусалим для поклонения святым местам. Посетив все великие святыни, он поселился в землях Иорданских, пребывая в постоянном посте и молитве.

Спустя еще пять лет Порфирия поразил тяжелый недуг, и он с помощью своего знакомого добрался до Иерусалима, где каждодневно, превозмогая свою болезнь, посещал святой храм. Видя его труды, инок Марк стал служить ему во славу Божию. По просьбе Порфирия он отправился в родной город святого, дабы получить за него часть наследства богатых родителей, которое он намеревался раздать нуждающимся.

Когда Марк вернулся, то обнаружил Порфирия совершенно здоровым. Святой немедля исполнил свое намерение и раздал имущество монастырям и бедным людям. Помощнику же своему он поведал о своем чудесном исцелении — во время богослужения его недуг обострился так, что он больше не имел сил терпеть. Тогда он обратился с молитвой ко Господу и распятому с Ним разбойнику, и Господь повелел разбойнику сойти со своего креста и исцелить немощного. Разбойник облобызал его и вручил ему деревянный крест, приняв который, святой тут же исцелился. Вскоре это видение исполнилось в жизни — святого возвели во пресвитера и поручили хранить Честное Древо Животворящего Креста.

Спустя три года в городе Газе скончался епископ, и паства стала просить митрополита о назначении нового архипастыря, готового ревностно бороться с идолопоклонниками, коих тогда было великое множество. И было видение митрополиту, что должно поставить епископом некоего пресвитера Порфирия, хранителя Честных Древ.

Немедля святой был вызван в Кесарию, куда он прибыл со своим учеником Марком и юношей Варухом, которого он нашел на гноище и исцелил силой своей молитвы. Узнав о своем назначении, Порфирий долго сокрушался, ибо считал себя недостойным сана.

В Газе было много идольских храмов и всего одна христианская церковь. Противники христиан устроили тяжкие преграды на пути святому к новому месту его службы — выкопали рвы, набросали терний и навоз, так что епископу со свитой было непросто добраться до города.

В то время случилась в Газе большая засуха. Нечестивые жители приносили жертвы и молитвы своим богам, гневаясь на нового епископа и считая его виновником беды, но засуха не прекращалась. Тогда собралось двести восемьдесят христиан, что жили в городе, отслужили всенощное бдение и наутро совершили великий крестный ход. Идолопоклонники же затворили город и не пускали их обратно, и только когда Господь послал обильный дождь по молитвам христиан, отворены были врата и многие язычники прославили Христа.

За три дня великого дождя многие язычники пришли в храм и приняли святое крещение. Остальные продолжали мучить правоверных тяжелыми трудами, и епископ глубоко молился о просвещении вверенного ему народа.

Однажды Варух был послан в соседнее селение, чтобы взять плату с одного идолопоклонника, который проживал на земле, принадлежавшей церкви. Однако, собралось множество противников христианской церкви, они до полусмерти избили Варуха и понесли его в город. Жители города не позволили им пронести его, думая, что он мертв, а вносить мертвецов в город было запрещено. На шум вышел Порфирий и взял Варуха в храм, и молился всю ночь об его исцелении. Наутро собрался народ, злословящий святого, ибо он внес в город мертвеца, но увидев Варуха живым и здоровым, обомлели и бежали прочь, думая, что он восстал из мертвых.

Святой Порфирий возблагодарил Бога за исцеление своего ученика, и возвел Варуха и Марка во диаконы. Марка он послал в Царьград, дабы просить царя закрыть идольские храмы. Царь исполнил просьбу, отправив царедворца Илария исполнить сей приказ. Но Иларий был подкуплен идолопоклонниками, и не закрыл главного их храма. В этом храме молился один знатный гражданин, у которого дочь долго не могла разрешиться от бремени и впала в тяжелую болезнь. Но жертвоприношения и молитвы не помогали, и одна христолюбивая женщина стала просить святого Порфирия облегчить страдания той женщины и всего её семейства.

Святой отправил её в дом болящей и сказал, что будет женщина та исцелена Христом, и будет жить, если уверует. Тотчас женщина разродилась и стала здорова. Все, видевшие сие чудо, восхвалили Бога христианского, родственники этой женщины явились к Порфирию, чтобы принять крещение. После оглашения и поста святой крестил их и младенца.

С умножением вновь обращенных к вере, увеличивалась и вражда идолослужителей, христиан всячески притесняли и вынуждали жить в нищете. Тогда святой Порфирий отправился к митрополиту, прося умолить царя закрыть языческий храм. Вместе они отправились в Царьград. По пути они встретили преподобного Прокопия, который велел им встретиться вначале с царицей, обещая ей вскоре разрешиться от бремени сыном, который будет царствовать уже при ней и долгие годы будет добрым правителем.

Царица приняла святых епископов, прося благословения, и сокрушаясь, что встречает их без должной почести, ибо имеет во чреве и не может в дверях встречать их. Епископы удивились смирению царицы, и начали свой рассказ о бедах христиан от идолопоклонников. Царица обещала умолить царя помочь их беде и отпустила их отдыхать.

В ответ на просьбу царицы закрыть идольские храмы в Газе, царь сказал, что это было бы неразумно, ведь они приносят большую прибыль.

Вновь встретившись с епископами, царица поведала им слова царя, на что они сообщили ей весть о скором разрешении младенцем мужеского рода, который будет благополучно царствовать при ней. Царица возликовала и пообещала исполнить любую их просьбу и построить православный храм в Газе, если их предсказание свершится.

Вскоре царица родила сына, и нарекли его именем Феодосий. Призвав к себе епископов, царица велела им написать свиток с прошениями, и вручить этот свиток тому, кто будет держать на руках новорожденного при крещении.

После крещения епископы подошли к младенцу, одетому в царскую багряницу, и умоляли его принять их прошение, дабы явить себя с младенчества добродетельным правителем. Наученный царицей, человек, несший младенца, приподнял голову царевича, как бы изъявляя благоволение, и произнес, что царское величество изволит исполнить просимое. Народ ликовал, приветствуя новорожденного царевича и радуясь такой милости, явленной в день его святого крещения.

В свитке епископы написали не только прошение об уничтожении идолов и закрытии языческих храмов, но и об избавлении христиан от тяжких рабских трудов, коим они подвергаются, а также о помощи правоверным храмам и их служителям.

Прочитав свиток, царь не посмел нарушить слово, данное народу младенцем, и повелел исполнить все просимое.

Царица призвала святых епископов и дала им много сокровищ на устроение православного храма и гостиницы для странников в Газе, а также сказала, что вельможа Кинегий отправится в их город, чтобы исполнить все их прошения, которые царь подтвердил грамотами.

Епископы вернулись в свой город, и вскоре за ними прибыл Кинегий в окружении сановников и воинов. Перед всем народом вельможа огласил царский приказ о сокрушении идолов и воздвижении православного храма. Нечестивые жители подняли шум, рыдая и стеная, но Кинегий приказал воинам бить и прогнать язычников.

Было свергнуто и разорено множество идольских капищ и уличных идолов, кроме самого крупного Марнасова храма. Святой Порфирий молился о том, чтобы Господь вразумил его — оставить ли этот храм и, очистив, сделать христианским храмом, либо разрушить его.

Однажды во время богослужения раздался голос ребенка, говорящий, что языческий храм должно разрушить, ибо он осквернен жертвоприношениями, а на месте том построить новый храм Божий.

Клирики подумали, что дитя научено матерью, чтобы сказать так, и начали выспрашивать его. Ребенок же тот семи лет отроду заговорил по-гречески, повторяясь о необходимости разрушить храм. Тогда священники поняли, что дитя говорит Духом Святым, и приняли волю Божию, храм был разрушен, а на его месте основана церковь на средства царицы. Также по повелению царицы была построена гостиница для нищих и странствующих.

Церковь христианская ширилась и множилась, язычество умалялось, вызывая гнев идолопоклонников, они вновь взбунтовались и устроили мятеж, желая убить святого Порфирия и его учеников. Святой с диаконом Марком скрылись у девицы Салафы, которая была язычницей. Жила она с больной бабкой, ухаживая за ней. Девица скрыла у себя епископа и диакона, и кормила их. Пробыл у нее святой Порфирий два дня, а ночью, когда утих мятеж, святой с Марком пришли в свой дом, и нашли его расхищенным, а диакон Варух лежал едва живой от избиений.

После сего были присланы воины и казнили многих, кто устроил мятеж. С того времени язычники вновь замолкли. Девица Салафа и бабка её приняли крещение. Бабка исцелилась молитвами святого Порфирия, а Салафа решила посвятить свою жизнь Богу, оставаясь непорочной девой.

Святой епископ Порфирий остаток жизни своей провел в покое и мире и скончался в глубокой старости в 420 году.

(Р)