Публикации

Огромный скелет «Левиафана»

Дата: 20.01.2015

Просмотров: 7136

Я долго ждал этот новый фильм режиссёра Звягинцева — «Левиафан». Ждал, перечитывая книгу Иова, разглядывая северное море, показанное в трейлерах, ждал, предвкушая, как буду видеть и слышать библейскую историю, так точно помещённую в Российскую действительность талантливейшим кинорежиссёром наших дней. Ведь, правда же, как хорошо подходит история Иова многострадального для нашей страны: русский человек вечно ведь чего-то лишён, и прежде всего — своей Родины — свободы её огромных территорий, её домашнего уюта, её природных богатств. Мой соотечественник никак не может преуспеть — вечно у него что-то не получается, постоянно он оказывается в положении неимущего. Он молится, а потом спорит с Богом, сделавшим так, что он никак не может найти себе место в своём же доме, занимающем большую часть континента. А потом снова молится. И, внезапно, Господь даёт и победу, и славу, и богатство… а потом почему-то вновь позволяет кому-то это всё отнять, чтобы позор и обида захлестнули эту страну и людей.

Эти уроки смирения были бы невыносимы, если бы не было живой веры в Бога (хотя бы в ком-то из всего народа, как в глубине души одного человека) — вперемешку с непониманием смысла происходящего, с роптанием, слезами и злостью, но — веры. Впрочем, и вера бы утихла, и жизнь потухла, если бы Бог не любил людей и не шёл им навстречу. Эта личная встреча с Богом покрывает все страдания так и не сломленного Иова и является смыслом всей истории.

Фильм Звягинцева прекрасно и правдиво показывает страдания современного россиянина. И злу дана огромная власть над ним. Но кто это всё попустил? Библейские встречи сатаны с Богом в фильме показаны, в виде общения преступного мэра города с «православным» епископом. Встреча в фильме есть, а вот Бога на ней нет, как нет Бога и во всё фильме. Мэр города бандит, а в епископе нет ни капли христианства. О Боге в фильме говорят предатели, преступники и лицемеры, а сам Иов неверующий. Реалии жизни? Однако стоило ли ради этих реалий создавать такое, наверное, дорогое кино? Не проще ли зайти в интернет и поглядеть на сотни демотиваторов с «попами на Мерседесах», с молящимися убийцами и тому подобное? Любой русский человек в курсе этих реальных проблем, и даже больше: любой сейчас в курсе всех проблем. Проблемы нас окружают, мы едим, слушаем и смотрим проблемы, мы занимаемся исключительно проблемами. Но почему бы (из милосердия) не показать нам хотя бы одно решение?

Говорить о живом Боге, конечно, гораздо сложнее, чем о живом сатане, да и не в моде такие разговоры. А вместо величия Божия гораздо проще показать огромный скелет кита на берегу, который так навязчиво мелькает в фильме. Режиссёр «Левиафана» так ярко, так чувственно показывает зло, а присутствие Божие так умозрительно, так холодно, что после просмотра остаётся только уныние (ну или в лучшем случае — восторг от высокохудожественного фильма, но не вера). Смысл библейской истории Иова, который после всех страданий встретился с Богом, утерян, и как это объяснить? Как объяснить тот факт, что единственный, видимо, настоящий христианин в образе сельского священника мелькает в кадре несколько минут, говорит что-то, совершенно невразумительное для ушей главного героя, и исчезает без следа? Как это всё не похоже на живое общение Бога с Иовом в Писании… Может быть, это просто некая незрелость духовная говорит в гениальном режиссёре, а, может быть, личный кризис веры или сознание вседозволенности художника — кто знает. В любом случае фильм об отсутствии Бога получил известность и точно кого-нибудь соблазнит на то, чтобы подумать о чужих, а не о своих грехах.

Вряд ли это кино должно было запустить банальный камень в окно Церкви, но так уж оно вышло (может, случайно и попутно). Так уж вышло, что режиссёр Андрей Звягинцев внёс в библейскую историю свои правки, и сделал это мастерски (уже не случайно), за что, конечно, придётся ему однажды давать ответ.

Хороший фильм-предостережение для любого художника (при условии, что он христианин).

Дмитрий РУСИН