Публикации

Исполнение земного служения Христа

Дата: 05.06.2017

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12817

Праздник Святой Троицы — это один из величайших праздников. Этот день является завершающим события земной жизни Господа Иисуса Христа и начинающим качественно иное время, когда люди, верующие во Спасителя, образуют Церковь, в которой живет Святой Дух. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа.

Этот праздник, особенно в нашей, Русской традиции, совмещает в себе две темы. По первому своему названию — день сошествия Святого Духа на апостолов, мы празднуем событие, произошедшее через 50 дней после Пасхи. Но в обиходе мы обычно называем этот день — день Святой Троицы. Это название, скорее всего, связано с местным праздником Троице-Сергиевой Лавры и чествованием иконы «Троица» Андрея Рублева. Икона Святой Троицы, изображающая событие ветхозаветное — явление Аврааму трех странников у дуба Мамврийского, являет нам тайну Пресвятой Троицы. Мы празднуем эти два события в один день, но в других традициях эти дни разделены. Католики, к примеру, празднуют праздник Троицы через неделю после Пятидесятницы.

Почему после Троицы следует сплошная седмица?

Если смотреть на праздник с точки зрения Литургики, то служба Троице совершается по самому праздничному чину. Этот день относится к двунадесятым Господским праздникам и богослужение этих дней всегда посвящено празднуемому событию. Обычно, когда богослужение совершается в воскресение, то богослужебные тексты, посвященные воскресению Христову, а воскресение так и называют — малая Пасха, делят богослужебный строй вместе с воспоминаемым событием данного дня. На Пятидесятницу ничего воскресного не поется, остаются только песнопения двунадесятого праздника и ничего не отвлекает нас от торжественного воспоминания. Такое происходит только в случае самых главных праздников — например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После дня Святой Троицы в среду и пятницу поста нет, идет сплошная седмица, а такое бывает только после Рождества, Пасхи… и перед Великим постом. Некоторые песнопения праздника настолько полюбились церковным народом, что их исполнение стало обязательным, и они заняли особенно важные места в различных службах. Стихира пятидесятницы «Видехом свет истинный» стала петься на Литургии после Причащения.

Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

А стихира «Царю Небесный» заняла место первого песнопения в начале почти всех служб. С XIV века она стала предначинать каждую службу, став на первое место в так называемом обычном начале.

Зачем нужны коленопреклоненные молитвы?

Еще одной особенностью службы является то, что следующий день после праздника посвящен тому лицу, без которого данный праздник был бы невозможен. Так на следующий день после Рождества Христова мы празднуем собор Пресвятой Богородицы, а после Крещения — собор Иоанна Крестителя. В понедельник Пятидесятницы мы празднуем день Святого Духа, третьего Лица Пресвятой Троицы.

На вечерне дня Святого Духа, которая обычно проходит в воскресенье днем, по окончании Божественной Литургии дня Святой Троицы, совершается необычная великая вечерня, являющая собой наиболее яркую особенность этого праздника. Вечерня с коленопреклоненными молитвами в свое время являла водораздел в богослужении. В древней церкви существовал обычай молиться стоя на коленях, как во время молитв священника, так и во время ектений. А в период от Пасхи до Пятидесятницы коленопреклонения были запрещены.

Надо сказать, что соборные правила (20-е правило I Вселенского Собора и 90-е правило VI Вселенского Собора) относятся к несколько иной обрядовой практике, которая в нашем времени изменилась безвозвратно, и поэтому не совсем применима с современной ситуации, из-за чего бывают недоуменные вопросы, класть ли земные поклоны в период Пятидесятницы. В ранней Церкви ектений было меньше и они объединяли, так сказать, наши современные несколько ектений и часть ектений читалось в коленопреклоненном состоянии. Теперь же такая особенность осталась только за вечерней Пятидесятницы, а в иные периоды года такая традиция ушла безвозвратно. Естественно, что когда ектения произносится стоя на коленях, то такое покаянное положение тела уменьшало праздничность дня, что в Пасхальный период было неуместно. Ектений в службе было значительно меньше, чем сейчас и изменение положения тела помогало в правильном настрое в молитве. Вечерня Пятидесятницы сохранила за собой древнюю традицию коленопреклонения на ектениях, это связано с тем, что данная служба была первой, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени. Это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, изюминкой, а на других службах оно было забыто.

Почему в День Святого Духа нет молитвы Ему?

Впоследствии, ектении стали перемежать со специально написанными молитвами. Но интересной особенностью вечерни дня Святого духа является то, что молитвы службы вечерни обращены Богу Отцу и Сыну, но в современной Цветной Триоди, содержащей песнопения праздника, нет молитвы Духу Святому. Попытка ввести в богослужение молитву третьему Лицу Пресвятой Троицы было предпринято патриархом Константинопольском Филофеем Коккином в XIV веке. Но в греческой традиции эта молитва не просуществовала долго, на нашей же почве, не без участия свт. Московского Алексия, ученика и друга свт. Филофея, данная молитва осталась, но была изгнана из богослужения во время Никоновской справы. Старообрядцы читают эту молитву до сих пор.

Молитвы объединены в три блока. В первом блоке находится две молитвы, во втором тоже две, а в третий раз священник читает целых четыре. Некоторые из молитв пришли в данное богослужение из чина так называемого «песенного последования», особого устава службы, принятого в Великой Церкви Софии Константинопольской, но есть молитвы из числа молитв обычной вечерни и повечерия.

Да, конечно, порой бывает сложно уловить содержание молитв, читаемых священником. Но в этих молитвах заключается богатство Предания Церкви. И в этих молитвах перечисляются вся этапы нашего спасения и сам момент сошествия Святого Духа. Поэтому давайте с благоговением послушаем прекрасные и богатые по содержанию молитвы и «всеми усты» призовем Духа Святого:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

(Р)