Публикации

Святая грешница

Дата: 10.04.2022

Источник: Великий пост

Просмотров: 14707

В пятое воскресенье Великого поста Церковь предлагает нам обратиться к жизни одной падшей женщины. Это может показаться странным. Неужели в сокровищнице христианской святости мало других примеров для подражания? Почему же бывшая египетская блудница вошла в троицу святых (вместе со св. Григорием Паламой и преподобным Иоанном Лествичником), ставших символами великопостного «училища благочестия»?

Разгульная жизнь девушки по имени Мария продолжалась 17 лет. Однажды, шутки ради, она примкнула к паломникам, направлявшимся в Иерусалим. Разгуливая по святому городу и «охотясь за душами юношей», — как гласит житие, — Мария увидела людей, шедших в храм Воскресения Христова. Здесь хранилась величайшая христианская святыня — Голгофский Крест. Мария вошла в притвор храма, но ее попытки проникнуть дальше были тщетны. Какая-то невидимая сила отбрасывала ее с порога обратно. «И тогда, — рассказывала она впоследствии, — мне открылась причина, по которой не дано мне было узреть животворящее древо Креста... мерзость дел моих закрывала мне доступ в храм. Я начала плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и из глубины души испуская стоны, и тут увидела над собой икону Пресвятой Богородицы». Обратившись с молитвой к иконе, грешница смогла беспрепятственно войти в храм, а затем, вернувшись назад, услышала голос: «Перейди Иордан, и обретешь блаженное успокоение!»

Преподобная Мария Египетская (ок. 521) [+аудио]

Преподобная Мария Египетская (ок. 521) [+аудио]

Мария причастилась, затем переправилась через реку и исчезла из мира. Она провела в пустыне еще 17 лет, прежде чем встретила первого живого человека — иеромонаха Зосиму, уединившегося во время Великого поста именно в этом месте. (У монахов Лавры Святого Саввы существовал обычай проводить Святую четыредесятницу поодиночке и возвращаться в обитель к празднику Входа Господня в Иерусалим.) Зосима упросил Марию поведать ему свою историю. Во время их совместной молитвы женщина на локоть отрывалась от земли. Старец исполнился благоговейного трепета, со слезами обнимал ее стопы и просил у нее благословения.

Их новая встреча произошла через год, в Страстной четверг. Стоявший на западном берегу реки старец увидел, как Мария осенила Иордан крестным знамением и «пошла по воде немокрен-но». Приняв из его рук принесенные Святые Тайны, «она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: "Ныне отпущаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром"». Затем святая попросила Зосиму: «Сейчас ступай в свой монастырь, а на следующий год снова приди в то место, где я в первый раз тебя увидела. ...И вновь по воле Божией увидишь меня».

Придя через год в пустыню, старец увидел «ту святую женщину, лежащую мертвой». На песке была надпись: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху, непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся в ночь Страстей Спасителя, по принятии Святых Тайн». Это означало, что она скончалась еще год тому назад через несколько часов после их второй встречи. Могилу для ее погребения старцу помог вырыть огромный лев, охранявший тело.

Жизнь святой Марии Египетской — символ деятельного раскаяния, преображающего все существо человека, и ответного Божия милосердия. В христианстве нет места надменной брезгливости по отношению к людям с «непоправимо испорченной репутацией», восхождение из бездны греха к ореолу святости открыто каждому. Именно поэтому этой бывшей грешнице и посвящено последнее воскресенье Святой четыредесятницы (Сорокадневного поста), важнейшего покаянного периода православного литургического года.

Кандидат ист. наук, кандидат богословия Юрий Рубан

Источник: журнал "Великий пост", 2013 год