Новости Закамского благочиния

Завтра в Боровецкой церкви служится последняя родительская суббота в этом Великом Посту.

Дата: 27.03.2009

Просмотров: 1247

Сегодня в 1600 в Свято-Вознесенском соборе пройдет вечернее богослужение с пением панихиды по уставу Великой церкви - так называемый парастас.

 С греческого  παραστασις – стояние возле, предстояние.

Полная, или великая, панихида, парастас отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются «Непорочны», разделяемые на две статии, и полный канон. Во всей полноте панихида излагается в особой книге: «Последование парастаса, сиречь, великия панихиды и всенощного бдения, певаемых по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианам преставльшимся».

В субботу 28 марта в 800 начнется заупокойная божественная литургия, по окончании которой пройдет общая панихида.

Справка:

Дни поминовения усопших занимают особое место в христианской традиции. Согласно христианскому вероучению, смерть человека не прекращает тех отношений любви, которые связывали его с живыми. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших. При этом подчеркиваются слова Священного Писания о том, что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лк. 20:38), что Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сошел в ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия (1 Пет. 3:19). Поэтому молитва за усопших считается лучшим проявлением любви и памяти о них.

Помимо дней индивидуального поминовения, в традиции Восточной Церкви установлены ежегодные дни общего поминовения усопших: суббота мясопустная, Вселенская родительская суббота, суббота второй недели Великого поста, суббота третьей недели Великого поста, Радоница (вторник второй недели после Пасхи), Троицкая родительская суббота (суббота перед праздником Троицы), и Димитриевская родительская суббота (суббота перед 26 октября и днем памяти великомученика Димитрия Солунского). В эти дни в храмах совершаются панихиды и заупокойные богослужения, а верующие посещают могилы своих близких, чтобы почтить их память.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

Установление поминовения в субботы восходит также к первому христианскому веку. В Триоде постной на этот день говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. В этот день Церковь усиленно молится обо всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной блаженной жизни.

Есть такое чисто мирское суеверие - устраивать - почему-то не в сами эти дни, а накануне - поминальное застолье. В православном понимании оно, хотя и возможно (с пищей на столе, соответствующей великопостному времени), но самостоятельного значения не имеет. Раньше такую поминальную трапезу накрывали после того, как все вместе молились об усопшем в церкви.