Новости Закамского благочиния

«Русская классическая школа»: первые итоги

Дата: 11.07.2020

Автор: Анжела Киселева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 8347

Не первый год при некоторых храмах Набережных Челнов для детей существуют образовательные классы и группы, которые работают по программе «Русская классическая школа». Эта программа появилась более десяти лет назад, и, по признанию многих, стала одной из лучших за последние годы.

В Екатеринбурге инициативная группа родителей, переживая за кризис, в который ввергнуто наше образование, взялась за создание собственной программы. Работали над этим ученые, учителя и методисты, а объединила их Татьяна Анатольевна Алтушкина, мать шестерых детей. В итоге программу назвали «Русская классическая школа». В нее вошли самые лучшие отечественные наработки в сфере педагогики — как дореволюционные, так и советские. Ведь известно, что российская дореволюционная система школьного образования и во многом наследовавшая ей советская — были одними из лучших в мире. Об этом говорят и оценки экспертов, и результаты международных олимпиад, а главное — реальный уровень грамотности тех уже немолодых людей, которые учились в школе в середине прошлого столетия.

«Русская классическая школа» основана на системе Константина Дмитриевича Ушинского в области словесности и на системе Александра Пчёлко, Григория Поляка и Андрея Киселева в области математики. Это возврат к классике отечественной педагогики. Сохранив основы избранных систем, авторы придали им современные методические формы и интерпретации.

Сложившаяся неблагополучная эпидемиологическая ситуация, связанная с коронавирусом, конечно, отразилась на образовательном процессе. Детям заканчивать учебный год приходилось дома, обучаясь дистанционно. Коснулось это и приходских классов, занимающихся по программе «Русская классическая школа». Однако работа шла, хоть и в отдаленном режиме, и прошлый учебный год также принес свои плоды.

— Порой было очень тяжело, особенно в условиях пандемии, но результаты обучения в первом классе по методикам «Русской классической школы» вдохновляют идти дальше, не сворачивая, по выбранному пути, — делится организатор и главный воспитатель групп обучения детей по методикам «Русская классическая школа» при храме бессребреников Космы и Дамиана Мария Васильевна Вохмина.  — У меня дух захватывает от осознания того, сколько же нужного, полезного наши дети получат в следующем учебном году!

В «Русской классической школе» нет отдельного блока по Православию. Но вся программа зиждется на православной культуре, так как она выросла из творчества русского гения Константина Ушинского, который строил свои работы на основе православных ценностей.

В условиях пандемии пока сложно однозначно сказать, как будут осуществляться занятия в следующем учебном году. Не исключено, что ради безопасности детей какое-то время уроки будут проходить дистанционно, в онлайн-режиме.

При Свято-Вознесенском соборе группы раннего развития детей действуют уже два года. Занятия для дошкольников ведутся по программе «Русская классическая школа». По отзывам родителей и педагогов, обучение детей по этой программе дает ощутимые положительные результаты. Программа обеспечивает не просто овладение навыками письма или чтения — хотя и это крайне важно, она дает всестороннее гармоничное развитие ребенка. Дети учатся внимательно слушать учителя, грамотно отвечать на вопросы, работать у доски, ответственно относиться к выполнению заданий. Ребята с большим удовольствием спешат на занятия и с хорошим настроением уходят из класса после уроков. У детей горят глаза, они открыты для новых знаний, и учеба не пугает их, а воодушевляет. Благодаря занятиям, которые проводятся в Боровецком храме, ребята к первому классу подходят полностью подготовленными, грамотными, развитыми.

В настоящее время при Свято-Вознесенском соборе осуществляется набор на следующий учебный год в группы детей  4, 5 и 6 лет. Организационное собрание состоится 30 августа в 12 часов в здании воскресной школы Боровецкой церкви. Записаться и задать вопросы можно по телефонам:

8-917-871-42-98 — Отец Георгий Опарин

8-965-594-92-12 — Ирина Борисовна

8-960—071-64-23 — Елена Владимировна

В 2019-м году при храме святых бессребреников Космы и Дамиана начал свою деятельность семейный образовательный класс с занятиями по программе «Русская классическая школа». Был объявлен набор детей в 1-й класс. Вспоминая этап создания группы, организатор Мария Вохмина рассказывает:

— Сомнений было очень много, но они все рассеялись, когда мы получили из Екатеринбурга благотворительную посылку с комплектом учебно-методических пособий на пятерых обучающихся и на педагога. Сразу стало ясно, что обратного пути нет, и Господь нас благословляет на этот трудный, но важный путь. Далее последовал непрерывный труд и удивление, как Божий Промысл действует в жизни. Нашлись замечательные учителя, мы смогли закупить все необходимые наглядные пособия, попасть на семинары РКШ в городе Екатеринбург, и у нас получилась маленькая семейная, но настоящая школа со своими традициями, формой и праздниками! И вот, наши ребятишки закончили первый класс! Благополучно сдали аттестацию в общеобразовательных школах по территориальному прикреплению, — говорит педагог.

Мария Васильевна отмечает, что дети хорошо и осознанно читают, пересказывают тексты, знают много пословиц и поговорок, умело применяют их в обычной жизни, легко решают задачи по арифметике, красиво пишут пером. Даже на каникулах ребята проявляют интерес к тому, как пишется то, или иное слово, и как его написание можно проверить. А с каким выражением они читают прозу и стихи!

Сейчас при храме святых бессребреников Космы и Дамиана открыт дополнительный набор в группы семейного обучения: 1, 2 и 3 классы начальной школы, а также в группы по дошкольной подготовке для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по учебно-методическим программам «Русской классической школы». Классы планируется оставить малокомплектными — по 6-8 человек.

По всем вопросам можно обратиться к Марии Васильевне Вохминой:
по телефону +7 (917) 254 65 44;
через личные сообщения «ВКонтакте»: https://vk.com/id78650988;
по электронной почте: [email protected].

Учитель арифметики образовательного класса при Орловском храме Людмила Шаиховна Суходолова всю жизнь проработала педагогом, имеет звания «ветеран труда» и «отличник народного просвещения». Она рассказывает:

—  Конечно, очень жаль, что коронавирус не дал нам возможности всем вместе закончить обучение, пришлось заниматься дистанционно. Но, тем не менее, результатами мы довольны. Материал учебника «Арифметика» А.С. Пчелко и Г.Б. Поляка глубоко продуман, построен по принципу от простого к сложному, постепенно подготавливает ребенка к изучению следующих более сложных заданий. Детям интересно учиться, когда они понимают то, чему их обучают.

Система РКШ предусматривает активное использование счётного материала. Дети с огромным удовольствием считают и упражняются на палочках, кружочках, квадратиках, работают с брусками-десятками и цветными палочками, со счетами. Ребятам нравится писать на индивидуальных досках мелом. Очень удачно составлены карточки для индивидуальной работы. Благодаря всему этому математические темы легко усваиваются.

Важен практический подход к изучению таких понятий как литр, миллилитр, граммы, килограммы, сантиметры и метры. Каждый ребенок получает возможность не только увидеть, но и самостоятельно взвесить, измерить, сравнить, сопоставить.

Большое внимание уделяется решению и составлению задач, что способствует развитию логического мышления. К концу учебного года дети хорошо справляются с решением и составлением как простых, так и задач в два действия на осознанном уровне понимания.

Уже в первом классе дети знакомятся с таблицей умножения и деления в пределах 20, причем знакомство происходит не на механическом запоминании, зазубривании, а на понимании смысла действий умножения и деления.

Отзывы о занятиях по программе «Русская классическая школа»:

Палавина Надежда Александровна:
— Мы с дочерью стали заниматься по программе «Русской классической школы» по подготовке к чтению и письму с пяти лет. Я стала знакомиться все глубже и подробнее с методическими особенностями программы и удивлялась, как в ней всё продумано для обучения ребёнка. В итоге, к семилетнему возрасту дочери, я уже не представляла, как можно отправлять ребенка в традиционную школу, и, имея такое сокровище, не воспользоваться им. Тем более предшествовал не очень благополучный опыт со старшими детьми.

За три года обучения (два года дошкольного образования и первого класса) моя дочь научилась отлично слышать и различать звуки, хорошо, выразительно и осмысленно читать, грамотно и очень красиво писать пером, рука поставлена правильно, что очень важно и для здоровья.

Незаменимо и то, что на уроках словесности большое значение уделяется этимологии русских слов, широко изучаются устаревшие слова, русские пословицы и поговорки на все случаи жизни.

На уроках арифметики всё преподаётся понятным языком, задачи все из жизни, и многие задания предусматривают практические действия детей.

Вместе с обучением идёт и воспитание ребенка, развитие мышления, прививаются духовные ценности, присущие нашему народу.

Русская Классическая Школа — это просто спасение для тех родителей, которые хотят дать своим детям отличное образование и воспитать их культурными и православными людьми!

Анастасия Павловна Байбородина:

— Мой сын закончил первый класс по программе «Русская классическая школа» с отличными успехами, аттестацию по предметам в школе он сдал без проблем, с уровнем подготовки базовым или повышенным. Для нашей семьи это был первый опыт семейного образования. Были сомнения, страхи, пройдет ли аттестацию по ФГОСу. Но знания, полученные по программе «РКШ» показали, что дети изучают намного больше и шире, чем по обычной программе в школе. Уже к концу 1-го класса дети прекрасно считают, умножают, делят, решают задачи в два действия.

Я очень жалею, что мы стали работать по РКШ не с четырех лет, как рекомендуют разработчики программы, а только с первого класса. Именно работа над фонетикой очень важна для того, чтобы сформировалось понимание структуры языка, появились навыки чтения. И хоть мы занимались с трех лет на подготовительных курсах, и ребенок уже умел читать при поступлении в школу, но по сравнению с ребятами, занимающимися по программе РКШ до школы, мой сын отставал в навыках чтения. Моя младшая дочь, пройдя курс подготовки для пятилеток по РКШ, уже читает. И я вижу, как легко ей это дается.

С большим интересом изучали словесность — замечательные уроки, целый мир открывается через учебник. Совсем другой подход к подаче темы. Нередко и я сама с удовольствием изучала темы из учебника «Родное слово». А как обогатился наш словарный запас! Нередко загадки мы отгадывали всей семьей. В начале года не верилось, что палочки и крючочки, которые долгое время прописывались карандашом, превратятся в красивые слова, написанные чернилами.

(А)