Новости Закамского благочиния

В Свято-Вознесенском соборе прошла последняя Пассия в этом году

Дата: 15.03.2010

Просмотров: 1069

14 марта, вечером в  Неделю  четверту Великого Поста в Свято-Вознесенском соборе г. Набережные Челны священнослужителями храма был отслужен последний в этом году  чин  Пассии - особое  богослужение с чтением акафиста Страстям Христовым, а также Евангелия о Гефсиманских и Голгофских страданиях Господа нашего Иисуса Христа.

Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит - «страдание» (по церковно-славянски - «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Самая поздняя по времени возникновения православная служба. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

Последование пассии совершается 4 раза в год - по числу евангелистов. Эта служба во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья, или пятницы Великого Поста, по вечерам.

Служба пассии с чтением евангелий о страданиях Господа Иисуса Христа перед распятием и особая трогательная проповедь, посвящённая страстям Христовым, производят на верующих глубокое впечатление. Для истинно-христианского сознания Крест Христов есть средоточие и основание нашей веры, нашей нравственной жизни и нашего упования на спасение и вечную блаженную жизнь. Службы пассий, сосредоточивая молящихся на страданиях Спасителя, служат одним из средств к углублению и расширению этого необходимого для каждого православного христианина сознания и служат живым средством для истинно-христианского воспитания.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой -26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14и 15 от Марка, на третьей -22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. На службе мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий..." Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятии со Христом. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.

На пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.

Читать также: Страсти по Пассии  Так что же за зверь – пассия? Понадерганы песнопения из Страстной седмицы... Ни то ни се: Страстная еще далеко-далеко, а у тут уже «Разделиша ризы Моя себе» поется. Нет такой службы в Уставе. И все тут. Попробуем разобраться в этом...