Новости митрополии

Православие для кряшен — часть их этнического мировоззрения

Дата: 05.12.2013

Просмотров: 5379

Татарстан, 5 декабря — Православное Закамье. Православный тюркоязычный этнос кряшены насчитывает в настоящее время около 300 тысяч человек, большинство из которых живут в Татарстане. Еще их можно встретить в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области.

Некоторые публицисты именуют кряшен «крещеными татарами» и считают, что их насильно заставили принять Православие после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным. Сами кряшены не согласны с такой постановкой вопроса и на основании исторических данных доказывают, что Православие исповедовалось их предками еще со времен Волжской Булгарии (IX-XIII вв.).

Наряду с другими народами кряшены проходят период религиозного возрождения в сегодняшние дни, но какие-то силы мешают им в этом. За последнее время в РТ произошло несколько поджогов кряшенских храмов.

Вот как определил в интервью СМИ настоятель Никольской церкви в деревне Кряш-Серда священник Димитрий Сизов свое отношение к кряшенам:

«Мы — кряшены, а не татары. И Православие является не просто частью нашей национальной культуры, Православие для кряшен  это часть этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне Православия».

Он отметил, что религиозное возрождение в постсоветский период  началось в 1989 году открытием кряшенского прихода в Казани. В 1995 году в их распоряжение передали Тихвинскую церковь, и постепенно процесс открытия приходов пошел в селах, кряшены появились среди слушателей  Казанской духовной семинарии. Слой кряшенского духовенства продолжает формироваться: 20 этнических кряшен служат священниками. Немногие из них ведут богослужения на церковно-кряшенском языке.

Отец Димитрий посетовал на то, что мало приходов для такого количества кряшен, где ведется служба на этом языке. Но идея кряшенской общественности о строительстве кряшенских церквей в таких больших городах как Набережные Челны и Нижнекамск, пока не нашла отклика.

Из трудностей, которые есть по воцерковлению кряшен, священник назвал: отсутствие централизации этой деятельности, элементарного финансирования, нехватка кадров кряшенского духовенства, дефицит религиозной литературы на церковнокряшенском языке. Серьезная проблема и наметившаяся исламизация некоторых кряшен.

Комментируя поджоги храмов, в том числе и кряшенские, настоятель Никольской церкви выразил уверенность, что это дело рук ваххабитов. Есть сведения, что к священникам приходят агитаторы, предлагающие принять ислам. Священнослужители умалчивают об этом, в итоге поджигают и их дома и кряшенские церкви.

«Я знаю, что очень многим не нравится, что сейчас идет процесс воцерковления кряшен, и не нравится то, что кряшены себя идентифицирует как самостоятельный православный народ, целиком и полностью преданный России. Ведь благодаря Православию идет консолидация кряшен, а это кому-то очень не нравится. Если у кряшен будет свой высокостатусный религиозный деятель, то Православная миссия среди кряшен только усилится, потянется молодежь в храмы, станет больше православного духовенства из числа кряшен, столь необходимого нам. … Кряшены свое настоящее и будущее видят только в Православии», добавил он.