На родине муромских святых
Просмотров: 14307
8 июля Православная Церковь вспоминает святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию, а вся Россия отмечает день семьи, любви и верности, совсем недавно появившийся в праздничном календаре страны. Предлагаем вашему вниманию впечатления паломницы, посетившей город на реке Оке — Муром.
Муром относится к древнейшим городам Руси, первые упоминания о городе есть в «Повести Временных Лет» в 862 году. Название города происходит от населявшего когда-то эти места финского племени мурома.
О значимости города свидетельствует также существование такого всем известного былинного персонажа, как русский богатырь Илья Муромец. Кроме этого, с Муромом неразрывно связаны имена и деятельность многих православных святых: князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; крестивших жителей Мурома князей Константина, Михаила и Федора; покровителей брака и семьи князя Петра и княгини Февронии.
Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фото: Борис Пучков |
Итак, наша паломническая группа остановилась в Спасо-Преображенском мужском монастыре. Главной святыней этого монастыря является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» — одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муром. Икона была написана и освящена в прошлые века на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона. За свое скорое вспоможение она и получила название «Скоропослушница». Икона дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря. В 1878 году монастырь был полностью разорен, но иноки с Горы Афон прослышали про беды своих братьев и прислали в Муром чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Она способствовала скорому восстановлению монастыря.
Второй раз икона спасла монастырь в 1995 году. Тогда с территории монастыря только-только выехала воинская часть, оставив казармы, военный плац и церкви без куполов. Целый год несколько монахов во главе со своим игуменом Кириллом молились в нищете и убогости. В тяжелые времена им была чудодейственно возвращена икона «Скоропослушница». Вскоре на глазах прихожан стал возрождаться из руин Спасский собор, за ним — Покровский. Все это требовало немалых средств. Откуда они взялись? Монахи объясняют просто — помогла «Скоропослушница». Икона хранится на втором этаже церкви Покрова Богородицы. На первом этаже, в храме Всех Святых, находится другая святыня города Муром — частица мощей преподобного Илии Муромца.
Илия Муромец — былинный герой, великий защитник земли Русской. В конце жизни постригся в монашество в Киево-Печерском монастыре. Отошел ко Господу на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Спасский собор муромского Спасо-Преображенского монастыря |
Кроме Покровского храма на территории монастыря расположен Спасский собор. Он появился здесь в качестве исполнения обещания, данного Иваном Грозным перед походом на Казань в 1552 году. Молясь в монастырях Мурома и поклоняясь муромским святыням, он дал обет в случае одержания победы возвести в Муроме каменные храмы. Иван Грозный выполнил данное обещание и одной из возведенных по его указанию церквей стал Спасо-Преображенский собор в Спасском монастыре.
Внимание всех паломников привлекает, конечно же, часовня-костница, имеющая довольно интересную историю. В конце XIX века в восточной части монастыря сложился некрополь, где погребали городскую знать, богатых купцов, духовенство. В советское время некрополь был уничтожен, на его месте располагался военный плац. После возвращения монастыря церкви на месте уничтоженного некрополя и была установлена часовня-костница, в которой найденные при раскопках кости и черепа аккуратно уложены на полочках.
Также на территории монастыря находится часовня Георгия Победоносца, воздвигнутая в честь погибших на поле брани российских воинов.
В монастыре в настоящее время действует 7 храмов и 7 часовен, православное духовное училище имени патриарха Пимена и православная гимназия имени преподобного Илии Муромца. В 2010 году была открыта музейная экспозиция «Судьбы храмов и духовенства города Мурома XX века. Муромский период Святейшего Патриарха Пимена». В монастыре имеется паломнический центр, хлебопекарня, купальня в часовне «Живоносный источник» с камнем из реки Иордан.
Следующей остановкой нашей паломнической группы стал Благовещенский мужской монастырь. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена на этом месте в 1192 году благоверным князем Константином Святославичем Муромским. В этом же храме сейчас и хранятся его мощи, а также мощи его сыновей — Михаила и Федора. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI век) говорится, что язычники, не желавшие принимать христианство, убили сына князя — Михаила, и подступили к княжеским палатам. Им навстречу вышел Константин, держа в руках не оружие, а только икону Божией Матери (впоследствии она стала именоваться Муромской иконой Божией Матери). Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство. В настоящее время половина храма закрыта на реставрацию.
На обратном пути мы, конечно же, не могли пройти мимо огромного памятника Илии Муромцу работы скульптора В.М. Клыкова (самая известная его работа — монумент маршалу Г.К. Жукову в Москве). Памятник был поставлен в 1999 году в городском парке, на высоком берегу Оки. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой — крест, прижимая его к груди. Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель.
Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром |
Встав рано следующим утром, мы отправились на Литургию в еще один монастырь Мурома — Свято-Троицкий женский монастырь, известный тем, что именно в нем, в Свято-Троицком соборе хранится гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии. Святые являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.
Кроме того, на территории монастыря находится Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1715 из дерева и без единого гвоздя. Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.
Сам же монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В это утро паломники смогли причаститься Святых Христовых Таин. После Литургии был отслужен водосвятный молебен с акафистом святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.
Следующим пунктом нашей паломнической поездки стало село Карачарово — непосредственная родина Илии Муромца. Легенды говорят, что он вырвал несколько дубов с корнем и внес их на крутую горку, что и стало основанием Троицкой церкви, которая ныне восстанавливается. А под горой от удара копыта коня Илии Муромца забил родник. Там построена часовня с частицей мощей святого и оборудован источник.
Церковь Николы Набережного (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) встречала нас своими куполами в этот же день. Церковь в Муроме была построена в 1700-1717 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, решившего таким образом увековечить память о своем отце, служившем здесь в деревянной церкви. Сгорела ли эта деревянная церковь или была разобрана за ветхостью — неизвестно. По преданию, прежде на месте храма здесь, на высоком берегу Оки, стоял деревянный дворец Ивана Грозного.
Церковь Николы Набережного, г. Муром
В 1717 году знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев написал для храма изображения двенадцати сивилл — пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. В настоящее время иконы Казанцева можно увидеть в Муромском историко-художественном музее. Главной святыней Николо-Набережной церкви являются мощи святой Иулиании Лазаревской.
С шестилетнего возраста Иулиания была сиротой, воспитывалась бабушкой и была очень воцерковленным ребенком. Когда ей исполнилось 16 лет, она вышла замуж за богатого и добродетельного человека Георгия Осорьина, зажиточного дворянина, и жила с ним в селе Лазаревском, в 4-х верстах от Мурома. Послушание родителям мужа и ведение хозяйственной деятельности у Иулиании Лазаревской заменили собой монашеское послушание. Она кормила, одевала слуг и не принимала от них никаких услуг. Во время голода и моровой язвы, еще при Грозном, она хитростью выпрашивала у свекрови пищи, будто бы для себя, и раздавала все голодным. Она хоронила умерших, заказывала по ним сорокоусты, а заразных больных, от которых все сторонились, она мыла в бане своими руками, тайно от родителей мужа.
У Иулиании было много детей, но в них она не была счастлива. Она подумывала о монастыре, но муж не отпустил ее, а лишь освободил от обязанностей супружества, и с этих пор она, постелив ему постель, сама укладывалась на печке, подложив под ребра поленья и ключи. Впрочем, обычно она проводила ночи за молитвой, а рано утром спешила к заутрене и к обедне в церковь.
Через 10 лет ее муж умер, и Иулиания смогла спокойно раздавать все их имущество бедным. Она раздавала все деньги и даже занимала еще. Выпрашивая себе у детей денег, якобы на теплую одежду, она ходила без шубы и надевала обувь на босу ногу, подкладывая в сапоги вместо стелек орехи и острые черепки. В эти годы ее благочестие принимало более монашеский характер.
При царе Борисе (1601 — 1602) снова настали голодные годы, каких давно не было на Руси. Люди ели человеческое мясо и умирали во множестве. Но в эти страшные дни в полной мере раскрывается подвиг жизни Иулиании — подвиг любви. Ее амбары давно были пусты, она распродала весь скот, одежду и посуду ради голодных и сама дошла до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою нижегородскую вотчину, отпустив слуг. Некоторые из них, впрочем, остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых она пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих, которых было в то время «без числа». Соседи говорили им с укоризной: «Что вы ходите к ней в дом? Она сама помирает с голоду». Но нищие уверяли, что они нигде не едали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы. Брали и соседи для пробы ее хлеба из лебеды и удивлялись: «горазды рабы ее печь хлебы». Так через пять веков Иулиания повторила подвиг печерского монаха Прохора Лебедника.
Иулиании на тот момент было около 70 лет. Разболевшись на Рождество, она причастилась, простилась с детьми и слугами, «поучив их о любви и о милостыне».
Когда через 10 лет у Лазаревской церкви хоронили ее сына Георгия, то нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Этим миром мазались больные и получали исцеление. Иулиании Лазаревской молятся о детях.
Полная впечатлений и благодати вернулась наша паломническая группа домой. Дивны дела твои, Господи!
Теги: Муром Петр и Феврония
| Проголосовало: За - 5, против: 0. Общий рейтинг: 5 |
|