Публикации

Жизнь о любви

Дата: 08.07.2021

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10533

День святых благоверных князя Петра и княгини Февронии — день семьи, любви и верности. Праздник чрезвычайно важный, особенно — для нашего времени. Значение всех этих трёх слов «семья», «любовь», «верность» незаметно теряет свой вес, ценность, смысл. И вот святые Петр и Феврония напоминают нам, какие это великие и важные добродетели.

Земная жизнь Петра и Февронии проходила во времена, называемые Средневековьем, когда Русь была разобщена, а между русскими князьями шли бесконечные междоусобные войны. И вот в это страшное время Муромский князь Пётр женится на простой девушке по имени Феврония, исцелившей его от тяжелейшей болезни. Князь женится на крестьянке — слыханное ли дело? И, конечно, именитые бояре стали врагами своей новой княгини «из народа». Им ли подчиняться простолюдинке?! В конце концов, знать потребовала изгнать Февронию…

И вот перед Петром встал выбор: либо быть правителем города, но без любимой жены, либо быть никем, но с Февронией. И князь свой выбор сделал — он остался верен супруге, и не изменил ей с соблазнительной перспективой успешной, стабильной мирской жизни. Супруги вместе покинули город.

Изгони любовь из своей жизни, отбрось всё самое святое, и станешь царём — так говорили, по сути, бояре князю Петру. Так говорит нам мир и сегодня, напоминая, вообще-то, о том эпизоде земной жизни Иисуса Христа, когда диавол предлагал Ему все царства мира в обмен на «небольшое» предательство Бога, который, как известно, и есть Любовь. Итак Пётр не предал ни Февронию, ни Бога, перед лицом Которого венчался с Февронией и обещал быть ей верным.

Вскоре на изгнанного князя напало уныние. Но здесь уже Феврония (которая, конечно, тоже терпела лишения) поддержала, утешила мужа добрым словом и… молитвой. И как это важно, что вновь мы встречаем в истории этой любви Господа! Ведь именно Он, Который и есть Любовь, так часто с лёгкостью вычёркивается из тех страстных, непрочных, ни к чему не обязывающих отношений между мужчинами и женщинами, которые мы по ошибке называем любовью.

В общем, он сохранил семью, она его поддержала, и оба они поступили по-христиански в условиях, когда многие бы стали предателями. И Бог благословил такую самоотверженную любовь. А вскоре и бояре после безрезультатной кровопролитной борьбы за власть в Муроме сами попросили княжескую чету вернуться и снова править городом.

Что же мы вкладываем в эти понятия «семья», «любовь», «верность»? Значат ли они для нас, цивилизованных людей, то же, что значили для святых обитателей дикого средневековья Петра и Февронии? Эти слова, как тогда, так и сейчас были и остаются как-то особенно «не к месту» в мире, призывающем нас дорожить только своим материальным благополучием. И мало кому получится доказать, что история святых Петра и Февронии не просто какая-то там сказка с хеппи ендом, а одно из реальных, многочисленных сокровищ, открытых Богом для православных христиан (потому что кто же ещё поймёт эту любовь и этих удивительных святых!). Впрочем, и само наше Православие, не что иное, как наше общее сокровище, в которое мир не верит и постоянно предлагает нам его предать, продать, обменять…

Петр и Феврония прожили долгую жизнь, прославившись своей святостью ещё на земле. В старости князь и княгиня приняли монашество в разных монастырях. Они умерли в один день и час, были похоронены в одном гробу. По их молитвам происходят чудеса и сегодня. Так любовь, которую мы сегодня вспоминаем, устремилась в вечность.

(Р)