Славься, Муром древний златоглавый!
Просмотров: 20868
Эту надпись я прочла на одном из зданий, стоящем неподалеку от Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Мурома. Как только не называют этот небольшой городок (жителей 140000 человек) во Владимирской области — Муром — древний, сказочный, святой… Найдётся ещё немало эпитетов, чтобы описать его.
Начну по порядку. В феврале месяце мне посчастливилось побывать в этом славном городе Муроме. Поездка была организована паломнической службой Свято-Вознесенского Архиерейского подворья. Нас, паломников, было 17 человек. После молебна о путешествующих и благословения батюшки с окроплением святой водой мы двинулись в путь ближе к вечеру. Немного волновались, так как эта поездка была самая дальняя из всех предыдущих поездок, организованных паломнической службой. Тем более ехать надо было ночью по незнакомой дороге, а ночная дорога она всегда труднее, чем дневная.
Но мы верили, что Господь и Божья Матерь нам помогут, и святые угодники Божии будут за нас ходатайствовать, недаром у нас справа к лобовому стеклу были прикреплены образы Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. За ночь мы проехали сотни километров по Татарстану, Чувашии, Нижегородской области и, въехав во Владимирскую область, вскоре рано утром прибыли в г.Муром.
Нас поселили в Спасо-Преображенском мужском монастыре в специальном корпусе со всеми удобствами и трапезной для паломников. Широкие коридоры, высокие потолки, большие окна, массивные двухъярусные деревянные кровати и в коридоре…большая икона Преображения Господня, а перед ней лампада — вот что запомнилось на первый взгляд. Современная отделка лестниц, стен, потолков, окон, широкие, ничем не покрытые деревянные столы и скамейки в трапезной и старинный дух помещения гармонично сочетаются и создают неповторимый уют, тишину и покой. Здесь душа действительно отдыхает.
Немного отдохнув с дороги, мы пошли «осваивать» территорию монастыря, заодно — подать записки о здравии и упокоении родных и близких. После обеда в трапезной нас уже ждал экскурсовод. Он начал свой рассказ с того, что Муром является одним из древнейших городов России. Летопись сообщает о его жителях: «…первии насельницы в …Муроме — мурома». Это финно-угорское племя поселилось в V в. на крутом левом берегу полноводной реки Оки. К XI в. племя растворилось в пришедших в Поочье славянах, оставив память о себе в названии города — Муром.
В 988 г. равноапостольный князь Владимир отдаёт Муромское княжество младшему сыну — Глебу. Позже вместе с братом Борисом Глеб был вероломно убит Святополком Окаянным, жаждавшим обладания титулом великого князя. Борис и Глеб — первые русские святые. На княжеском дворе была поставлена церковь во имя Всемилостивого Спаса. Исследователи предполагают, что древнейший в России мужской Спасский монастырь мог сложиться вокруг этого храма. Обитель расположена на высоком левом берегу Оки, и купола её соборов издалека видны гостям города, прибывающим в Муром со стороны реки.
Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1096 г. в связи с княжескими междоусобицами 70-х годов XI в. Вновь на страницах летописей Спасский монастырь появляется в эпоху Ивана Грозного. Наш экскурсовод, будучи преподавателем истории в Духовном училище, поведал нам интересную историю о том, что в 1552 г. перед походом на Казанское ханство царь Иван Грозный десять дней провёл в г. Муроме, молясь перед гробницами своих святых «сродников» — крестителей Муромской земли — святых князей Константина, Михаила и Феодора, благоверных Петра и Февронии. Царь дал обет: если ему удастся взять Казань, то он построит в Муроме храмы. И вот, после взятия Казани в середине XVI в. им были выделены средства на строительство Спасо-Преображенского собора. Он представляет собой одноэтажный храм, почти квадратный в плане, увенчанный пятью куполами шлемовидной формы. Собор — единственный в Муроме храм XVI в., за время своего существования не претерпевший особых заметных перестроек и дошедший до нас почти в первозданном виде. В этом соборе находится рака с частичками мощей тридцати святых угодников Божиих, среди которых я заметила и имя св.мч. Татианы, своей небесной покровительницы. Забегая вперёд хочу отметить, что вечернее богослужение мы отстояли в этом соборе.
Что интересно: на клиросе хор пел временами смешанными голосами: мужскими и женскими, а временами — только мужскими. А чтецы читали исключительно молодыми мужскими голосами. Это понятно, так как монастырь мужской, во-первых, и, во-вторых в 2003 г. в обители было вновь открыто Духовное училище, существовавшее здесь с 1725 г. Во время каждения выходили сразу два молодых диакона. Один кадил справа, другой — слева. Потом они встречались у входа и, продолжая кадить, по центральной дорожке рядом возвращались в алтарь. Такого я не видела ни в одном храме.
Рядом со Спасо-Преображенским собором расположена церковь Покрова Богородицы, выстроенная в 1691 г. В этой церкви находится особо почитаемая икона Богоматери Скоропослушницы, привезённая в XIX в. со святой горы Афон. Одним из наиболее почитаемых в Муроме образов является икона прп. Серафима Саровского с частичкой мощей святого, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители. Также находится икона с частичкой мощей епископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). В 2006 г. появилась ещё одна реликвия — рака прп. Ильи Муромца с частичкой его мощей. Она находится здесь же в нижнем храме Всех Святых. А сами мощи прп. Ильи Муромца почивают в Киево-Печорской Лавре. Усердно помолившись и приложившись к святыням, мы пошли дальше по монастырю.
Впереди нас ждала часовня-костница (конец XX в.). Вот что мы узнали о её происхождении. Оказывается, в 1918 г. монастырь был закрыт советскими властями и находился в ведении военного ведомства. В братских корпусах были оборудованы казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе устроен спортивный зал, а плац расположили на месте монастырского кладбища.
В 1995 г. монастырь вернули Церкви и 19 августа в день престольного праздника в Спасо-Преображенском соборе провели первое богослужение в возрождённой обители. Во время археологических изысканий в 2002 г. удалось собрать черепа и кости с поруганного кладбища. Ныне эти останки иноков и ктиторов монастыря покоятся в часовне-костнице. Как и в Киево-Печерской лавре черепа покоятся на полках и закрыты стеклом. Кости лежат отдельно напротив черепов, тоже за стеклом. Черепов много — одни желтоватые, другие сероватые, некоторые гладкие, некоторые шероховатые. А есть такие, что очень гладкие и очень белые. Как при жизни мы все бываем разные, так и по смерти, оказывается, останки бывают разные. Как рассказал нам почтенный седовласый брат Михаил, — не все паломники могут войти в эту часовню-костницу. Некоторых враг не пускает. А дети просто льнут к ним, садятся рядом, прижимаются к стеклу, гладят рукой и не оттащишь — чувствуют благодать и ничего им не страшно, хоть здесь и черепа. Так что, приезжайте, мол, детей привозите, рассказывайте им про историю монастыря и города. Дети должны знать историю России.
В правом углу монастырской территории мы увидели здание, в котором был пожар. Оказалось, что это был… зоопарк. Люди жертвовали животных, птиц — и так появился этот зоопарк. А сгорел он от короткого замыкания в электропроводке. К сожалению, все птицы погибли, а лошадка пони не сгорела. Её передали пока другому монастырю. Зоопарк в монастыре — это очень необычно!
На территории монастыря за прошедшее время (XX в.) были отреставрированы и возведены новые: церковь прп. Сергия Радонежского, часовня Богоматери Спорительницы хлебов, блаж. Ксении Петербургской, влмч. Георгия Победоносца. Построена часовня-купальня в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». На дне купели лежит камень из реки Иордан.
Здесь мы набрали святой воды и окунулись в купели. Проходя мимо монастырского кладбища, мы заметили очень интересные причудливые деревца высотой чуть больше метра, похожие на грибочки на тонких ножках. Я поинтересовалась: «Что это за такие экзотические растения?» К нашему удивлению, оказалось, что это обыкновенные плакучие ивы, посаженные… «вниз головой», а корнями вверх. Такого я тоже нигде не видела. Вот бы ещё летом посмотреть на них, с листьями. Эка, диво дивное, невиданное! Поудивлялись мы — поохали, поахали и пешком направились в другой монастырь.
Только вышли за ворота Спасо-Преображенского монастыря, смотрим — стоит аккуратненький деревянный домик с резными наличниками на окнах, а на воротах двора — сказка, вернее, персонажи из сказок, сделанные из разноцветных пробок от пластиковых бутылок. Эти пробки просто прибиты гвоздями к деревянным доскам ворот. Впервые вижу такое произведение искусства. Ну и ну! Тут тебе и сказка, тут тебе и святость — через дорогу монастырь. Шли по улицам древнего Мурома, но казалось мне, что я иду или по Елабуге, или по Чистополю. Древние города, они похожи друг на друга — такие же дома одно- и двухэтажные, с подвальными помещениями, некоторые деревянные, некоторые кирпичные. По пути к монастырю прошли через торговые палатки. Что тут только не продают! Мы видели даже старинные вещи: самовары и утюги на углях, монеты времён Екатерины или ещё древнее, были там и монеты с Лениным и прочие старинные вещи. Купечество оставило заметный след в жизни города. Но основным занятием жителей была не только торговля, но и ремесло: кожевенное и кузнечное дело, гончарный промысел, производство пищевых продуктов — киселя, солода, кваса, хлеба и знаменитых муромских калачей. Калачи были известны далеко за пределами Мурома, они попали даже на герб города. А рыба, приготовленная муромскими мастерами-поварами издревле подавалась к царскому столу. Кстати, полакомиться калачами можно и сейчас — их выпекают в пекарне Спасо-Преображенского монастыря по особому рецепту. Нам удалось попробовать — очень вкусные!
Вскоре минут через двадцать пришли в Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, основанный в 1643 г. В Троицком соборе покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, покровителей любви и благополучия в браке. Святые были канонизированы на церковном соборе 1547 г. День памяти святым установлен 8 июля. В этом же соборе находится чудотворный Виленский крест-мощевик. В нём хранятся частички мощей 33 вселенских святых. К сожалению, приложиться к этому кресту-мощевику нам не удалось, так как он находился на реставрации. Рядом с Троицким собором возводится надвратная церковь (1653 г.) и колокольня. За Троицким собором красуется деревянная церковь прп. Сергия Радонежского, построенная без единого гвоздя (1715 г.). Архитектура построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.
Сегодня при Свято-Троицком монастыре организован пансионат «Надежда» для девочек. Здесь воспитываются дети из неблагополучных семей и сироты. Они получают среднее школьное образование, и после выдачи аттестата могут сделать выбор: вернуться в мир или остаться в обители. Во время службы девочки, возрастом около десяти-двенадцати лет, то и дело появлялись в храме, убирали подсвечники. Одеты они были в длинные платья, сверху синенький рабочий халатик, на головах белые косыночки. В таком виде девочки смотрелись по-детски умилительно, но, в то же время казались по-взрослому деловыми. Они несут послушание и очень ответственно к этому относятся. Озорно переглядываются и улыбаются. Было заметно, что они весьма довольны всем происходящим вокруг. Ещё бы — в храме столько паломников, специально приехавших из разных городов, а они у себя дома, тут как тут, притом, при о-очень важных делах: на послушании в храме.
Через дорогу от Троицкой обители расположился Благовещенский мужской монастырь (XVI в.). Устремлённый ввысь, украшенный рядами кокошников, Благовещенский собор кажется воздушным и необычайно изящным. Одной из наиболее почитаемых святынь монастыря считаются мощи равноапостольного князя Константина с чадами Михаилом и Федором — крестителей Мурома. Русь приняла христианство в 988 г., но восточные окраины государства ещё долго, до XI в. хранили веру предков-язычников. Мирное соседство язычников с христианским князем не могло быть долгим. Язычники хотели расправиться с Константином, который насаждал христианскую веру. Князь вышел навстречу им, держа в руках чудотворную икону Муромской Божьей Матери. Она просияла, злоумышленники пали ниц пред ликом Богородицы и просили Константина о крещении (XII в.). Память этим святым установлена 3 июня.
Выйдя из Благовещенского монастыря, мы подошли к памятнику благоверным Петру и Февронии, который был поставлен уже в наши дни. Теперь это излюбленное место брачующихся. Сюда приезжают из разных городов России, прикладываются к мощам святых Петра и Февронии, фотографируются на память возле памятника. А самое главное — они молятся, испрашивая у этих святых любви, верности и благополучия в семейной жизни.
Далее мы направились к памятнику прп. Илие Муромцу. Дорога проходила мимо городского парка культуры, в котором мы заметили Крест, поставленный на месте взорванного большевиками в 1929 г. собора Рождества Богородицы (сер.XII в.). В парке стоял камень с надписью, гласящей, что в 1906 г. в этом месте была учинена кровавая расправа над молодёжью города… Близость Мурома к столице сыграла свою роль в его истории. Даже названия улиц говорят сами за себя — это улицы: Первомайская, Коммунистическая, Красноармейская; площадь Революции. Здесь тоже кипела и бурлила революционная жизнь: взрывали храмы, ругались над святынями… Но, слава Богу, по молитвам своих святых угодников Господь сохранил и город, и храмы, и самое главное — веру православную.
Вот мы и подошли к огромному памятнику одного из покровителей города Мурома — прп. Илие Муромцу. Памятник поставлен в 1999 г. в городском парке на высоком левом берегу Оки на месте несохранившегося Кремля. Здесь, у подножия Кремлёвской горы, заканчивалась Русская земля. С правого берега Оки на неё приходили половцы, волжские булгары, а позднее и татаро-монголы. То, что прп. Илия Муромец и былинный богатырь — одно и то же лицо, в этом Церковь и народ православный никогда не сомневались. Ныне богатырь-инок с крестом и мечом в руках смотрит вдаль за реку, охраняя Русь от врагов видимых и невидимых.
На второй день паломничества после литургии и причащения Святых Христовых Таин в Троицком соборе мы остались на водосвятный молебен святым благоверным Петру и Февронии. Перед самым молебном открыли раку с мощами этих святых — над верхней частью раки было убрано стекло. Инокини монастыря пропели весь акафист на свой монастырский лад. Что интересно, здесь во время богослужения регент стоит лицом к алтарю перед хором, а певчие-инокини в черных облачениях, соответственно, полукругом стоят лицом к молящимся. Для нас это тоже было необычно. В конце молебна все присутствующие вместе со священнослужителями на коленях молились перед ракой святой четы, даже и по смерти неразлучно покоившейся рядом друг с другом. Житие святых сообщает нам, что после смерти их святые тела были положены в отдельных гробах и в разных церквах, ибо непозволительно было класть иноческие тела в одном гробу. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу. Только тогда всем стало понятно, что к этому есть особое Божие благоволение, и мощи праведной четы доныне возлежат в едином гробу, источая чудное благоухание и всем с верой приходящим подают помощь и исцеление. Священник читал молитву громогласно, чётко выговаривая каждое слово, словно перед нами стояли живые князь Петр и княгиня Феврония:
«Оградите Отечество ваше, град Муром и вся грады российские от всякого зла и вся правоверные люди, к вам приходящие и мощам вашим поклоняющиеся… все прошения их во благо исполните… спасение вечное получити и Царство Небесное унаследовати…».
После обеда мы поехали в село Карачарово — эпическую родину прп. Ильи Муромца. Историки предполагают, что когда-то село было укреплённым оборонным пунктом на границе Русского государства. Ныне это село входит в черту города Мурома, встречая паломников величественными развалинами Троицкой церкви (1828 г.). В годы советской власти её пытались взорвать — потратили тонну тротила на это дело, но мощный храм выстоял, так и не рухнув до конца. В настоящее время здесь идут реконструкция и восстановительные работы.
Неподалёку от Троицкой Церкви расположена церковь свв. мчч. Гурия, Самона и Авива (1845 г.). Эти святые тоже являются покровителями семьи и брака.
В обоих храмах установлены иконы прп. Ильи Муромца с частичками его мощей. Места здесь очень живописные — рядом течёт полноводная Ока, чудные овраги, ровные, как игрушечные сопки с уклоном в главный большой овраг. Между сопками стоят…жилые деревенские дома из кирпича. Очень необычное зрелище — в овраге стоят дома. Там же у подножия холмов-сопок из-под земли бьёт святой источник прп. Ильи Муромца. Муромские предания сообщают, что источник забил от удара копыт богатырского коня Бурушки. Вода его почитается целебной и святой — ежегодно в день памяти святого первого января у источника совершается богослужение с чином водосвятия. Мы набрали в источнике святой воды, а желающие даже искупались в купальне. Рядышком стоит часовня прп. Ильи Муромца с иконой и частичкой св.мощей. Здесь тоже можно подать записки о здравии и упокоении, купить церковную утварь, иконы, свечи. Чуть повыше святого источника поставлена лавка, название которой говорит само за себя: «Сувениры. Пироги». Все постройки выполнены из дерева и потому выглядят особенно изящно и красиво — чисто по-русски. А на середине холма торжественно красуется огромный деревянный поклонный крест, напоминая всем приезжающим о том, что здесь святое место.
В этот день перед отъездом мы успели побывать ещё в одном чудном храме с золотыми куполами на высоком берегу Оки. Храм этот называется «Никола Набережный». Впервые он упоминается в 1566 г. под названием «Никола Мокрый», так как речная вода во время разлива доходит почти до его стен, и тогда говорят: «У Николы ноги мокрые». Храм воссоздан в камне в 1700-1714 гг. В годы советской власти здесь была птицефабрика, а в начале 90-х храм вернули Церкви. Святитель Николай Чудотворец особо почитался в городе, ему было посвящено три храма. Он покровительствует торговцам и путешествующим по воде, а жизнь всего Мурома была издревле связана с Окой.
Главной святыней Никольского храма являются мощи св. Иулиании Лазаревской — «монахини в миру». Её ещё называют «милостивой», так как Иулиания при жизни очень много помогала бедным, нищим и голодным, одевала их, кормила. Выйдя из храма мы спустились вниз по лестнице к святому источнику свт. Николая Чудотворца. И здесь набрали святой водицы. Есть тут и купальня, но желающих окунуться уже не оказалось, потому что недавно искупались в источнике прп. Ильи Муромца.
День клонился к вечеру. Нам пора собираться домой. Поблагодарив нашего экскурсовода и попрощавшись с ним, мы уселись в автобусе, попросили благословения у свт. Николая Чудотворца на обратный путь. Уезжать не хотелось, так как за неполные два дня мы хоть и много что успели посмотреть, но ещё не во всех монастырях (их здесь пять!) и храмах побывали. Мы сошлись на общем мнении, что надо летом ещё раз сюда приехать с тем, чтобы пожить в монастыре, выполняя какие-нибудь послушания, неспеша обойти все храмы, и монастыри — помолиться за родных и близких, искупаться во всех святых источниках, прогуляться по городу, по набережной реки Оки, прочувствовать дух древнего города Мурома и получить благодать Святого Духа. А пока… до свидания, Муром — древний, действительно сказочный, и действительно святой! Святые угодники Божии, покровители Мурома, молите Бога о нас!
P.S.: Много удивительного я увидела в Муроме, но ещё больше меня удивило то, что, оказывается, первыми насельниками в Муроме в V в. было племя — мурома. Недаром Господь привёл меня на эту землю, ведь это мои дальние-дальние сородичи, соплеменники: финно-угорское племя-мурома.
Теги: Муром Паломничество
| Проголосовало: За - 8, против: 0. Общий рейтинг: 8 |
|