Публикации

Северный Афон

Дата: 11.07.2023

Автор: Андрей Тимоненко

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 18480

В декабре 2019 года Валаамский Свято-Преображенский монастырь отпраздновал 30-летие своего возрождения. В декабре 1989 года на остров прибыли первые насельники, которым пришлось заново начинать монашескую жизнь в древней обители. Валаамский архипелаг находится в Карелии, в северной части Ладожского озера, крупнейшего в Европе пресного водоема. Это почти 50 островов, имеющие площадь 36 кв.км. Крупнейший из них — остров Валаам. Предлагаем вашему вниманию историю одного паломничества, совершенного прихожанином Боровецкого храма.

Осенью 2013 года мне посчастливилось побывать на Валааме. Благодаря одной прихожанке нашего храма, я узнал, что очень много людей ездит волонтерами на этот святой остров и помогают монастырю в сельском хозяйстве. Существуют восемь заездов по три недели, бывают даже интернациональные. Я заполнил анкету в социальной сети «ВКонтакте», ровно через три дня радости моей не было предела, когда я узнал, что мою заявку одобрили.

На Ладоге в это время начинается сезон штормов, и конечно родственники начали меня отговаривать. Но решимость моя была безгранична — я взял билет на поезд и добрался до Санкт-Петербурга, а оттуда до монастырского причала в Приозерске, откуда забрал нас небольшой корабль. До острова в хорошую погоду идти три с половиной часа, как меня и предупреждали, был сильный шторм. Все молились Николаю Чудотворцу, чье имя носит корабль, и он услышал нас примерно через пять часов, — показался Никольский скит. Его купол первым встречает корабли, заходящие в монастырскую бухту. В Валаамский архипелаг входят более пятидесяти островов, на самом крупном из них расположен сам монастырь и десять скитов. Еще четыре скита расположены на соседних островах.

Наш волонтерский заезд попал в такое время, когда почти все сельскохозяйственные работы были завершены и наместник монастыря благословил нас на заготовку дров, чем мы и занимались на протяжении трех недель. В субботние и воскресные дни посещали богослужения, участвовали в молебнах Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, собственно говоря, это они и основали монастырское жительство на острове в начале второго тысячелетия. Рака с их мощами находится в нижнем приделе Спасо-Преображенского собора. Также в обители много и других частичек мощей. Особая святыня — чудотворная Валаамская икона Божьей Матери.

Главный храм состоит из двух пределов, нижнего зимнего и верхнего летнего. В летнее время, когда особенно велик наплыв паломников, богослужения проходят в обоих храмах.

Не могу не упомянуть о знаменитом на весь мир братском хоре. Когда я первый раз попал на литургию, мне посчастливилось стоять возле клироса. Ощущения были, будто я нахожусь в студии звукозаписи, если так можно выразиться, — настолько чистый, мелодичный и божественный звук песнопений продолжал звучать в моей голове еще долгое время после окончания службы.

«По существу своему валаамские напевы — северно-русская переработка древнего большого знаменного распева. Но так как он поется здесь уже целые столетия, то сделался для иноков родным, и старые монахи любят «свое» пение до ревности… В них слушатель не найдет никаких нежностей, никакой слащавости, здесь — простота и строгость, и в то же время — какая-то захватывающая душу могучая, своеобразная красота!.. Бывало сойдутся на середине храма два хора, человек в пятьдесят, — голоса все могучие, особенно басы, — и понесутся к небу одушевленные, именно живые «сплотившиеся» звуки простых, строгих и могучих напевов! Не наблюдают здесь никаких piano и forte, — а свободно, дерзновенно славят Бога… Главное же самое, — отчего и пение, и чтение, и внешняя обрядовая сторона получали такой религиозно-благоговейный характер, — заключалось в духе молитвы».

Митрополит Вениамин (Федченков), «На Северный Афон»

За мою недолгую историю паломничества (бывал в Оптиной пустыни, в Дивеево и других православных храмах) такую трапезную, как на Валааме, я еще не видел. Салаты, первое, второе на выбор, молоко и творог — меню, надо сказать, богатое — и мясное и рыбное. В монастыре есть свое форелевое хозяйство, так что рабочие, ведущие строительную деятельность, ничем не обделены в постные дни. Надо сказать, что постоянно живущие в суровых климатических условиях острова люди наиболее подвержены ослаблениям организма и обострением хронических заболеваний, поэтому наместники монастыря всегда пытались обогатить рацион.

После трудовой недели наши руководители устраивали нам экскурсии, одна из которых была на соседнем острове в пещере Александра Свирского, увидевшего Троицу. Пещера больше похожа на нору, и, находясь внутри, недоумеваешь, как здесь мог жить взрослый мужчина круглый год. Пещера считается чудотворной, и каждый посетитель обращается за помощью к образу преподобного Александра и молится об исполнении своих самых заветных желаний.

Вечерами мы все вместе собирались у костра на берегу Ладоги, пели песни под гитару и делились впечатлениями.

Еще хотелось бы упомянуть об одном труднике из Белорусии, с которым мне довелось подружиться на острове. Этот человек, довольно обеспеченный в миру, бывал в разных странах, но нигде его душа не могла найти покоя. С ним мы обошли весь остров, размером примерно с наш Новый город. Он показывал мне такие места, что ни в одной экскурсии не увидишь. Мы побывали на линии Маннергейма, о которой я читал еще в школе (это комплекс военных укреплений, строившихся в Русско-Финскую войну).

В один день мы посетили старое монастырское кладбище, о котором я накануне читал в летописи монастыря. Одна история из этой книги меня особенно потрясла. В XIII веке Шведский король Магнус II предполагал совершить набег на Валаам, но потерпел крушение. Проведя несколько суток в бушующей Ладоге, его плот выбросило на берег Валаама. После всего пережитого Магнус обратился в православную веру и решил остаток своих дней посвятить Богу, и принял монашество с именем Григорий. Еще вчера я читал про него, а сегодня стою рядом с его надгробием.

Во время наших прогулок мы естественно разговаривали и о духовной жизни. Как-то я спросил у своего товарища:

— Как у тебя так получается верить искренне, без сомнений, так как будто ты сам видел Иисуса Христа?

На что он мне ответил:

— Вот ты веришь, что за Валаамом Финляндия?

— Да.

— А как ты знаешь?

— Ну, говорят.

— А ты ее когда-нибудь видел?

— Нет.

— Вот так и в вере христианской, верим свидетелям Бога. Верим Евангелию, написанному ими.

В последний вечер мы собрались за накрытыми столами в коридоре между мужскими и женскими кельями и делились впечатлениями о пребывании на острове. Было немного грустно расставаться, ведь за три недели пребывания на Валааме наш коллектив сильно сплотился. Люди разных возрастов, разных социальных статусов, нашли общий язык и понимание, так же, как и в апостольской Церкви Христовой.

Утром катер «Святитель Николай» протрубил, и все мы собрались на палубе. Было темно, но огонек Никольского скита еще долго было видно за волнами Ладожского озера.

«Паломничество — это духовное делание, потому что в монастырях особая атмосфера, особое духовное окружение. Каждый из паломников знает, что в монастырях, где теплится монашеская жизнь, где непрестанно совершаются богослужения и молитвы, молиться легче, чувствуешь лучше Божие присутствие. И это проявляется многообразно — и во время богослужений, и помимо них, когда просто созерцаешь красоту сотворенного Богом мира и красоту того, как рукозданные творения, человеческие творения гармонично вписываются в Божий замысел о том месте, где присутствуешь. Сочетание монастырских строений, величественного собора, скитских храмов с замечательной северной природой Валаамского архипелага оставляет незабываемое впечатление, которое выражено звучными словами известного песнопения «О дивный остров Валаам». Валаам — особое место: во-первых, уже в силу духовной традиции, которую невозможно вычеркнуть из памяти людей, которую невозможно вычеркнуть из истории, потому что духовная традиция сильнее всех перипетий исторического бытия. Бог знает, что происходило здесь, на Валаамском архипелаге, какие страдания и муки приходилось претерпевать монашествующим, как разорялась эта обитель. Но никакое разорение не могло разрушить ту самую духовную традицию, сила которой во много превышает любую человеческую силу, и духовный порядок, который во много раз превосходит человеческий беспорядок».

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ