Обитель над «Змеевой пещерой»
Просмотров: 16778
В 2024 году Зилантовому монастырю исполнилось 472 года со дня основания. Как и сотню лет назад, он предстаёт перед приезжающими в Казань с запада по железной дороге первой исторической достопримечательностью Казанской епархии.
ХРАМ-ПАМЯТНИК — ПРЕДТЕЧА МОНАСТЫРЯ
2 (15) октября 1552 года, глядя на тысячи трупов своих воинов, свозимых в братскую могилу после взятия Казани, 22-летний царь Иван повелел за день поставить на месте захоронения церковь и основать монастырь. «Русским кладбищем» назвали это место в царских грамотах.
За первой церковью во имя Спаса Нерукотворного, в Успенском монастыре появились еще два храма — Успенский и Всех Святых, монашеские кельи и хозяйственные постройки. Но обитель стояла на этом месте лишь семь лет. Очередной разлив Волги в 1559 году повредил постройки, и по ходатайству игумена Иоакима было разрешено перенести монастырь на вершину Зилантовой горы, где церкви срубили заново, отстроив и полтора десятка изб-келий, обнесенных деревянной стеной.
Часовня Спаса Нерукотворного осталась на прежнем месте. Туда, время от времени, совершали крестные ходы и служили молебны монахи Успенского Зилантова монастыря, к которому церковь была приписана.
Нынешний вид Храма-памятника Спас Нерукотворный обрел стараниями казанского архиепископа Амвросия, с 1812 года прилагавшего немалые усилия для продвижения идеи возведения памятника и сбора народных средств на строительство. Ввиду недостатка денег, собранных по подписке, прилично пожертвовала царская семья. Растянувшееся на десятилетие строительство по проектам архитекторов Николая Алферова и Петра Пятницкого завершилось, и храм был освящен 30 августа 1823 года.
В советское время, когда был разрушен монастырь, памятник сохранили и отреставрировали, только убрали крест с вершины пирамиды. С 1950-х годов, после изменения русла Казанки, храм окружила вода. В 70-80-е памятник охраняли сторожа, с которыми добравшиеся вплавь или на лодке могли по-свойски договориться о неофициальном осмотре храма и подземелья под ним.
Многие годы вход внутрь храма для туристов был закрыт, но теперь остров соединили с берегом Казанки мостиком. Состояние каменной раки с останками завоевателей Казани под плитами пола и подземного хода по периметру храма достоверно неизвестно. Но сам храм, хотя и находится в жалком состоянии, уже открывается иногда для богослужений. Так на Покров в нём провели богослужение монахи Кизического монастыря, к которому теперь приписан храм.
НА НОВОМ МЕСТЕ
С 1560 года и до XIX века в монастыре велся поминальный Синодик, куда постоянно вносились новые имена для поминовения «пока обитель стоит». Сейчас он хранится в Национальном архиве РТ. Для ученых 412 его страниц, исписанных именами царей, князей, воинов, бояр, монахов и мещан-жертвователей на обитель — бесценный исторический источник.
На Зилантов монастырь после потопа были выделены большие суммы. Кроме денег, царь с супругой пожертвовали готовый иконостас в Успенский храм. Первый настоятель монастыря игумен Иоаким ("Яким", как назван он в государевой грамоте) лично привез его из Москвы в Казань. Монастырю жаловались земли и крестьяне. К 1678 году, по переписной книге, за обителью числилось 83 крестьянских двора.
В XVII веке, на средства, выделенные первым Романовым, Успенский Зилантов монастырь был огражден каменными стенами с башнями по углам. Деревянные церкви заменили каменными: в 1625 году появился соборный трехпрестольный храм Успения Пресвятой Богородицы, в 1681 — храм во имя Всех Святых (в 1829 году появился придел Петра и Павла). Соборный храм стоял в центре монастыря — на месте нынешнего Троицкого храма. Позже в соборе появилась гробница бывшего архиепископа Суздальского Иосифа (в миру — Ивана Курцевича-Булыги), умершего здесь в ссылке в 1642 году, она, как и сам собор, не сохранилась.
В обители вплоть до советского периода было двое каменных ворот: южные и восточные. В нижнем этаже восточных в 1720-м открыли храм во имя чудотворца Алексия Митрополита Московского, а в верхнем — храм во имя святого Герасима.
Монастырь, с разросшимися вокруг него поселениями, стал центром будущих слобод Заречья, в частности — Адмиралтейской, Ягодной, Пороховой. Монастырь в XVII — XVIII был экономическим центром: здесь шли суда в Казань с Волги, находились пристани и лабазы. По переписи 1741 года монастырь имел 320 мужских крестьянских душ, 282 четверти пашни, 5250 копен сена. Всех доходов в 1741 году монастырь имел: 15 руб. от крестьян и 205 руб. остальных доходов: 25 руб. от харчевни и квасни, 27 — от лавок, 33 — от мельницы, 51 — от сенных покосов, 53 — от рыбных ловель.
Не случайно, что в 1732-1740 гг. именно в монастыре располагалась и Казанская духовная семинария, а с 1740 года — Новокрещенская школа. Хотя оба учебных заведения затем переехали, за монастырем закрепилась слава первого образовательного центра в Казанском крае. Символично, что в 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Иванович Воскресенский, 1795-1868 гг.) — ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии, с 1835 по 1850 г. бывший профессором Казанского университета, сначала по кафедре церковного права, потом по кафедре философии. При нем монастырь достиг наивысшего расцвета.
В 1836 г. монастырь и Храм-памятник посетил сам император Николай I, в том же году личным указом возведя третьеклассную Зилантову обитель во второй класс, что увеличило ассигнования из государственной казны.
Загоскин в 1895 году отмечал в своем Спутнике по Казани, что в Зилантовом монастыре, кроме главного соборного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, имеются храмы: Всех Святых, с приделом во имя св. апостолов Петра и Павла, соединенный с главным храмом галереей-папертью, храм во имя св. Алексея митрополита, в нижнем этаже восточных Святых ворот, и во имя св. Герасима, в верхнем этаже тех же ворот. Из достопримечательностей монастыря он указывал три местные иконы древнего письма (Св. Троицы, Смоленской Божьей Матери и Успения Пресв. Богородицы) в нижнем ярусе иконостаса Успенской церкви, пожертвованные, по преданию, царем Михаилом Федоровичем при освящении церкви в 1625 году; древние сосуды и дарохранительницу царя Иоанна IV, хранящиеся в церкви Всех Святых; три старинных креста XVII-XVIII веков и серебряный позолоченный ковш XVI-начала XVII века с изображением человека, пьющего вино из рога, с надписью по краю: «Пивше возвеселимся и любовию усладимся и во веки тоя не лишимся», который Баженов, по словам Загоскина, «называет почему-то ковшом царя Иоанна Грозного».
Он отмечал, что по северной, обращенной к р. Казанке части горы, живописными группами растут вековые вязы, дубы и другие породы. С запада монастырскую гору огибало полотно железной дороги, с железным мостом через Казанку.
Надо сказать, что мост этот простоял до начала 80-х, его убрали, пустив воды отсеченной излучины Казанки по трубам.
Примечательным было монастырское кладбище, занимавшее половину горы. Людей из простонародья хоронили к юго-западу от монастыря, в 30-40-е годы это кладбище было уничтожено, а значительная часть грунта вывезена: песок и щебенка требовались для строек.
Кладбище для почетных граждан и щедрых вкладчиков лежало перед Святыми воротами монастыря с северо-восточной стороны. Там находились семейные усыпальницы Алафузовых, Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, маркизов де Траверсе. И внутри монастыря находилось много захоронений.
Из описаний, рисунков и фотографий конца 19 века явствует, что в Зилантовом-Успенском монастыре в период его расцвета каменная стена имела башни по углам, крытые переходы и бойницы. Фасад Настоятельского корпуса являлся частью южной стены, Святые врата которой в 1897 году архитектор Ф. Малиновский украсил надвратной шатровой колокольней, изукрашенной фигурным кирпичом. Нижние ее ярусы ныне почти точно воспроизведены в облике восточной въездной башни. До 1897-го колокольня высилась над кровлей храма Всех Святых и была украшена шпилем.
ЛИХОЛЕТЬЕ ВЕКА 20-ГО
С 1909 года монастырь возначаливал архимандрит Сергий (Иоанн Зайцев), при котором число обитателей монастыря возросло до 34 человек. Но Гражданскую обитель и ее настоятель не пережили. Стратегическое расположение на господствующей возвышенности сыграло роковую роль. В августе 1918-го белочехи установили на горе два орудия, из которых обстреливали досаждавшие городу красные миноносцы Ф.Раскольникова. А утром 10 сентября здесь, в одиночку прикрывая отход, до конца стрелял по цепям красных и погиб, заколотый у пулемета, 22-летний поручик лейб-гвардии Конного полка Михаил Михайлович Догель (сын профессора Казанского университета, действительного статского советника М.И.Догеля), сопротивление которого еще более озлобило ворвавшихся в обитель красноармейцев.
Архимандрит Сергий и десять монахов, находившихся на тот момент в трапезной монастыря после литургии, по обвинению в обстреле красногвардейцев были расстреляны на месте. Единственный спасшийся, упав после залпа и притворившись мертвым, пожилой иеромонах Иосиф (Тюрин) умер через год. Монастырь полностью обезлюдел и в его стенах была создана и зарегистрирована православная община, состоящая, в основном, из женщин. Те пытались создать женский монастырь, но не получили согласия властей. Община в 1928 году была упразднена, а монастырь стал разоряться.
Перед маевкой 1928 года рабочие Заречья снесли часть могильных камней и загородок на кладбище, распахав землю под картофельные участки и огороды с капустой. Вырубили и монастырский плодовый сад у подножия горы.
19 июня Казгорсовет по описи передал в Музейный Отдел 13 реликвий: икон и предметов утвари. Музейщики просили сохранить и интерьеры двух храмов — Успенского и Алексеевского — с иконостасами, но те были вскоре разобраны. Соседние предприятия жаловались горсовету на нехватку жилья для рабочих и материалов на его возведение. В феврале 1929-го ЦИК ТАССР разрешил горсовету разобрать Успенский собор на стройматериалы. Та же участь постигла монастырские стены и башни, включая надвратные, но значительно позже: поскольку в 1930-1950-х годах на территории монастыря находилась тюрьма НКВД, а затем — детская колония, стены еще послужили.
С 1932 года погребения на монастырском погосте были прекращены, кладбище перед монастырем у восточных ворот снесено в 30-е годы. До 90-х часть горы занимали деревянные бараки на месте кладбища. Склоны стали свалкой бытового и промышленного мусора. На горе размещалась автобаза и склады МВД. Всехсвятская церковь, перестроенная в 1890-е, потеряв главки и шатры, с заложенными кирпичом оконными проемами и растительностью на кровле, использовалась под хозяйственные нужды. Корпус настоятеля несколько раз перестраивался и использовался под квартиры.
Менялся и городской ландшафт. До 50-х обитель стояла на левом берегу Казанки, по реке ходил водный трамвайчик, плавали лодки отдыхающих, а рыбаки сидели по берегам с удочками. Река раздваивалась ниже моста Ленинской дамбы. Основное русло вокруг Зилантовой горы несло воды до весенних пристаней (приблизительно за нынешним Вертолетным заводом), где входило в пойму Волги и, сделав несколько петель, впадало в нее напротив горы Верхнего Услона в весьма значительном удалении от нынешней береговой линии. Второй рукав Казанки — река Ичка — впадала в Волгу в районе Бакалды — пригорода Казани с грузовой пристанью. Этот рукав к 50-м был цепью не связанных друг с другом водоемов. В 50-х появилось Куйбышевское водохранилище, а основное русло Казанки было отсечено Кировской и Адмиралтейской дамбами, вода стала загрязняться промышленными и канализационными стоками предприятий.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В сегодняшнем монастыре, кроме двух зданий, которые заслуживают наибольшего внимания, все построено с нуля, после передачи обители верующим в 1998 году.
В самый старый храм обители — строившийся в 1681-1890 гг. собор Всех Святых — из разрушенного в 1929 году Успенского собора был перенесен престол Успения Пресвятой Богородицы. В 2002 г. в собор привезли уникальную раку, ныне эта главная святыня обители стоит справа от иконостаса в главном храме. В резной деревянной раке под стеклом находятся частицы мощей 84 преподобных отцов из Киево-Печерской лавры, 3 преподобных жен из Дивеево, 3 Святителей Чудотворцев Казанских — Гурия, Варсонофия и Германа, а также св. Филарета (Амфитеатрова) и священномученика Владимира (Богоявленского) из Киева, преподобных Романа Киржачского, Максима Грека, Нектария Казанского, Феодора Санаксарского, Василия Блаженного и других.
За четырнадцать лет возрождения обители, уже как женской, в центре горы, на месте разрушенного Успенского, в 2002 г. построен и освящен собор Троицы Живоначальной — копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры. В 2001-2002 гг. построен сестринский корпус с домовой церковью во имя мучеников Адриана и Наталии и малая звонница, за миниатюрность прозванная «Зилантовской свечей». Надвратная колокольня, с церковью Михаила Архангела во втором этаже, достроена и увенчана золоченым куполом в 2004 году. На ней 10 колоколов. К юго-западу от большой звонницы, на месте трапезной, где 10 сентября 1918 года были расстреляны архимандрит Сергий с братией, в 2004 г. построен небольшой крестильный храм во имя св. Равноапостольного князя Владимира.
Отреставрирован настоятельский корпус 1808 года постройки. В отдельном новом здании расположена библиотека, а во Всехсвятском храме — церковная книжная лавка, где продаются иконы, написанные в монастыре, и различная литература. Сооружен постамент с поврежденными колоколами монастырской звонницы царской поры, отлитыми в конце 18 — начале 20 века. Установлен Поклонный крест. Достраиваются хозяйственные здания, завершается разбивка клумб и аллей, большинство из которых уже украсились цветами и деревьями.
Для туристов напомню, что никаких точек общепита и магазинов возле монастыря нет. Поэтому о питании лучше позаботиться, планируя экскурсию. Ближайшие к монастырю остановки — «Гладилова», «1 Мая» и «Речной техникум» (тролл. 4,10, все автобусы, идущие через Кировский район). Подъехать к Зилантовой горе на машине можно только со стороны Речного техникума. С Кировской дамбы нужно двигаться прямо вдоль железнодорожного полотна, после автоцентра «ВАЗ» повернуть направо, а еще метров через 200 — в Архангельский переулок (ориентир — красное кирпичное строение «Ремстройсервис»). Здесь имеется бесплатная (пока еще) автостоянка.
Пешком к монастырю можно пройти также и с улицы Гладилова: свернув у татарского ТЮЗа к отсеченной излучине Казанки и перейдя её по пешеходному мостику, нужно пройти вперёд еще метров 200 к уже упомянутому Архангельскому переулку.
Храм открыт для посещений ежедневно с утра до вечера, а для паломников, нуждающихся в ночлеге — круглосуточно. Желающие провести организованную групповую экскурсию, как пояснили в монастыре, могут заблаговременно позвонить по тел. (843)555-38-04 и согласовать этот вопрос с матушкой Апполинарией. Фотографировать и фотографироваться в монастыре можно, но для съемок внутри храмов и со звонницы, нужно испросить благословения настоятельницы.
Источник: Журнал "Элита Татарстана", 2013 год.
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|