Публикации

Духовная матерь русского народа

Дата: 24.07.2023

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 17235

В христианской истории только шесть женщин причислены к лику святых равноапостольных. Их труды в деле распространения христианской веры по своей значимости и масштабу подобны деяниям святых апостолов. 24 июля отмечается память княгини Ольги — святой равноапостольной, оказавшей значительное влияние на судьбу нашей страны, неотделимой от Православия.

Историю христианства на Руси принято начинать с момента ее крещения в 988 году. Князь Владимир, чувствуя пустоту и фальшивость язычества, начинает поиски «духовного пути» своей державы, религии для своего народа. После слов греческого проповедника заинтересовавшись Православием, он отправляет в Царьград послов, чтобы «испытать» веру. Там, в Софийском соборе, они оказываются глубоко потрясенными от торжественности и величественной красоты патриаршего богослужения, которое устроили по случаю прибытия посланцев русского князя. Бояре по прибытии домой сказали Владимиру:

«Если бы вера греческая не была лучше других, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Именно княгиня Ольга — та самая, справедливая и сильная, стала первым православным правителем на Руси. Она приняла крещение в 957 году, и, согласно древним летописям, последующие годы много потрудилась в строительстве православных храмов. Благодаря ей, задолго до официального крещения в Киеве уже совершалась литургия, возносилась молитва, звучали колокола, благовествуя истину языческому миру. Княгиня Ольга оказала, пусть и непрямое, но важное влияние, в своевременном решении о принятии христианства на Руси.

Житие княгини Ольги противоречиво и подчас спорно. До сих пор точно неизвестно даже ее происхождение. Одни источники говорят, что Ольга была незнатного рода, другие, напротив, приписывают ей принадлежность к княжеской семье. Много версий и того, как именно повстречалась Ольга со своим супругом — князем Игорем. Согласно одному предположению, князь на переправе через реку повстречал юную девушку, одетую в мужскую одежду. Ее красота прельстила князя, но его страстная горячность была быстро потушена строгостью и неприступностью девицы. Впоследствии Игорь вспомнил про нее при выборе невесты. Все красавицы были отвергнуты им — в сердце он хранил память о той встрече с «дивной в девицах». Игорь отправил за ней своего родственника Олега, и Ольга стала женой князя.

Однако долго супруги не смогли быть вместе — древляне убивают Игоря, оставив Ольгу вдовой. Она жестоко отомстила им за смерть мужа, а после и вовсе организовала поход, вследствие чего земли древлян были завоеваны. Княгиня Ольга после убийства Игоря фактически становится правителем Киевской Руси, поскольку законному наследнику престола — их сыну Святославу, на тот момент было всего лишь три года. Княгиня, будучи мудрым и волевым правителем, предприняла много важных шагов на пути к укреплению Киевской Руси: разделила подвластные земли на административные единицы, назначила там ответственных, установила четкие размеры и сроки податей в государственную казну. Но самым важным как в ее жизни, так и в судьбе всей нашей страны, а также соседних православных государств, остается решение княгини Ольги о крещении.

Первая русская святая, как называют равноапостольную Ольгу, приняла христианство в Царьграде. Таинство Крещения совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а крестным отцом стал сам император Константин VII Багрянородный. Княгиня получила в крещении имя — Елена — в честь святой царицы, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска этого Животворящего древа Господня с надписью:

«Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Существует красивое предание, в который раз свидетельствующее о мудрости и чистоте святой Ольги. Прибыв в Царьград, Ольга приглянулась императору Константину, и он захотел взять ее в жены. Избегая резкости и ненужных конфликтов, княгиня сказала Константину, что негоже православному иметь в супругах язычницу. Император согласился и с большим нетерпением стал ждать крещения Ольги. В Таинстве же он стал ее восприемником, на что и указала княгиня Константину, снова предложившего ей руку. «Ты стал моим крестным отцом, а значит, уже не можешь быть моим мужем», — сказала она. Императору оставалось лишь поклониться мудрости русской княгини и отпустить на родину.

Однако та самая родина, темная и языческая, была еще не готова к свету Православия, и встретила Русь Ольгу совсем недружелюбно. Она жила в языческом окружении, ее сын Святослав смеялся над первыми русскими христианами, хотя желающим принять крещение не препятствовал. Киевская Русь, которая тогда представляла собой жестокий мир с человеческими жертвоприношениями, бессмысленными культами и дикими обрядами, довольно яростно реагировала на попытки обращения. Известно, что святая Ольга последние годы своей жизни посвятила строительству храмов, делам благочестия и молитве. Конечно, она понимала, насколько важно для будущего ее страны принятие Православия. Несложно догадаться, что она много молилась Господу о том, чтобы Свет Христов воссиял на благословенных землях огромной страны — в будущем сильной державы, немыслимой без Православия, укрепляемой и просветляемой им. И ее молитвы были услышаны Господом — пусть не при ее жизни, но через несколько лет Русь становится православной.

Подвиг святой Ольги, ставшей духовной матерью русского народа, сложно переоценить. Еще до официального крещения Руси она много потрудилась, исповедуя истинную веру во Христа. Древний летописец пишет о ней:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

А митрополит Антоний Сурожский очень емко и точно заметил о святой равноапостольной Ольге:

«…она стояла, в одиночку, и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одного, Единого Бога, Господа господствующих и Царя царствующих, но также и Спасителя мира».

Княгиня Ольга мирно почила в 969 году. Она завещала похоронить себя как христианку, согласно православным традициям, что и было исполнено. Ее нетленные мощи, пока не были утрачены, покоились в десятинной церкви Киева. Из древних источников известно, что от раки с ее телом исходил теплый свет, видимый каждому верующему человеку. Почитание княгини Ольги началось практически сразу, при ее внуке — святом князе Владимире. А в 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.