Благословенный июль
Просмотров: 23081
Православная Церковь ежедневно предлагает своим чадам примеры святых, показавших пример добродетельной и благочестивой жизни. У мучеников современный человек может поучиться жертвенности и мужеству, у преподобных — смирению и кротости, у праведных мужей и жен — жить в обществе по законам Евангелия. Каждый день наполнен душеполезным уроком, и легкомысленно пропускать хотя бы один из них.
Летом Церковь празднует память многих святых, но часто человек в суете жарких дней и душной расслабленности не обращает должного внимания на них. За тридцать один день июля во всех храмах вспоминают русских святых, которые своей жизнью и подвигами перевернули ход истории, всколыхнули души людей, и после них российское общество не будет уже прежним. Эти люди такие разные и жили даже не в один исторический период, но, будучи из разных социальных слоев, они объединились навеки во Христе Иисусе для Его безмерной славы. Святитель Иов, Московский Патриарх, преподобный Андрей Рублев, Царственные страстотерпцы, Великая Княгиня Елисавета Романова, Максим Грек, Андрей Боголюбский и игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский — все они своими трудами внесли великий вклад в процветание Православия и самой России.
«Начальница веры и корень Православия»
На уроках истории нам всегда говорили, что Русь была крещена благодаря князю Владимиру, но мало кто вспомнит об его бабушке — княгине Ольге, проделавшей плодотворные труды по распространению Православия на Руси. Церковь воспевает ее за равноапостольское служение и называет «начальницей веры и корнем Православия», на ней исполнились слова, сказанные при ее Крещении Патриархом: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»
Ее личность всегда была поводом для споров: с одной стороны умная и целомудренная, она жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа. Житие так повествует о трудах Ольги:
«И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».
Русь росла и укреплялась, сюда съезжались с товаром иностранцы со всего мира, строились и укреплялись новые города, скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Страна становилась великой державой. Но заслуги Ольги были не только в мудром устроении государства. Автор «Степенной книги» пишет:
«Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».
Преподобный Нестор летописец повествует:
«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
В Константинополе княгиня приняла святое Крещение, после чего Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью:
«Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Вернувшись в Киев с иконами, богослужебными книгами, Ольга начала свое апостольское служение: воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу, проповедовала на севере, в Киевских и Псковских землях уничтожая языческие идолы. Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Труд княгини по устроению Православия не сравнится ни с каким другим, именно добрая память и детские воспоминания послужили поводом для принятия Крещения равноапостольным Владимиром. Для становления великой державы святая сделала неимоверное, но развитие страны было еще впереди трудами многих ее правителей и благоукрасителей.
Красное Солнышко Руси
X век на Руси по праву можно назвать восхождением Красного Солнышка — так прозвал русский народ любимого князя Владимира. Его личность до сих пор вызывает множество споров и недоуменные вопросы: за какие заслуги его, жестокого и развращенного человека, Церковь причислила к лику святых? Но именно Владимир может послужить примером искреннего покаяния, и перемены в его душе чувствовал народ.
Будучи сыном Святослава, князь воспитывался язычником, пошел на братоубийственную войну за правление Киевом, где установил идолы и приказал приносить им человеческие жертвы. Тогда за Христа погибли первые мученики на Русской земле — варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. И тут образ бабушки Ольги, воспитывающей Владимира, всплыл перед ним.
«Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей, — подытожили тогда бояре.
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам, поэтому пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. В 988 году Владимир крестился и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
Подвиг князя Владимира всегда останется незабываемым в памяти потомков, и через тысячу лет его будут вспоминать как человека, приведшего раздельные славянские народы к единению во Христе. Именно при нем начались проповедь и просвещение истинной верой Руси, на которой впоследствии воссияют такие светочи Православия как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Оптинские старцы или праведный Иоанн Кронштадтский.
При Крещении киевлян князь Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. И Господь услышал его молитву, и до сих пор эта земля носит такое прекрасное и благословенное название: Святая Русь.
Продолжатель святого дела отцов
Русь развивалась и укреплялась, и каждый ее правитель оставлял неизгладимый след в ее становлении как огромного, могучего государства. Одним из таких был благоверный князь Андрей Боголюбский, деятельность которого выходила за пределы политической и военной жизни Руси и на церковную жизнь.
Заслуги его перед Церковью неимоверно велики: он не только построил со своим отцом Юрием Долгоруким Москву, Юрьев-Польский, Дмитров, но и украсил русские города храмами, после чего оправдались его слова:
«Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал».
Князь удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая повелела ему основать монастырь в честь Ее Рождества, и в память об этом событии князь распорядился написать икону Пречистой в том виде, в каком Она ему явилась. Новый написанный образ получил название «Боголюбский». Большую деятельность вел он в литургической жизни Церкви: при нем произошло прославление Ростовских святителей Исайи и Леонтия, произошел расцвет литургического творчества в Русской Церкви, установили празднование Всемилостивому Спасу (известный сейчас как Медовый Спас) и ставший особо почитаемым на Руси праздник Покрова Божией Матери.
Чудотворным образом Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год — перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год — спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год — спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая).
Благословивший землю Русскую
Часто события истории меняют не власть имеющие, не правители, а простые, но сильные духом люди, которые в тяжелые для страны годы объединяют народ и помогают ему бороться с врагом за свободу и чистоту веры. Таким простым, смиренным человеком, подвизающимся в отдаленном уголке Руси, и стал преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской.
Преподобный Сергий Радонежский, носивший до монашеского пострига имя Варфоломей, с детства был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Почувствовав в себе искреннее желание послужить Богу, отрок с братом отправился в дикие места, где основал обитель в честь Пресвятой Троицы.
Жизнь и труды преподобного Сергия в истории Православия на Руси, в частности русского монашества, имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общежительным уставом. Для страны его вклад тоже имел большое значение: преподобный благословил великого князя Димитрия Донского на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.
Но для православного человека, далекого от политики и пустынножительства, преподобный Сергий стал примером совершенного смирения и огнем всепрощающей, всеобъемлющей любви к Богу и ближнему. Он оставил потомкам простые, но одновременно и такие трудные для исполнения заповеди:
«Прежде всего имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную», — и своей жизнью преподобный показал нам воплощение этих слов в жизнь.
Дар Божий
Роль преподобного Андрея Рублева в истории Руси и Православия на нашей земле неоценима. Он отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество, ведь только чистый сердцем и отличающийся святостью жизни человек мог писать такие образы, до сих пор оставшиеся непревзойденными примерами в иконописании. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире, написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде, деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, Владимирской Божьей Матери для Успенского собора во Владимире.
Кисти святого принадлежит известная икона Пресвятой Троицы, которая и через века заставляет задуматься о небесном, уносит мысли в Горнее, к Престолу Божьему.
Страждущий без правды
Учитель терпения — так можно назвать преподобного Максима Грека. Образованный человек, много путешествующий и изучающий языки и науки, был приглашен в Русскую землю князем Василием Ивановичем, который пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог. В Москве инок Максим перевел на славянский язык толкования на Псалтирь и на книгу Деяний Апостолов, и несколько Богослужебных книг. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, возникали некоторые неточности в переводах.
Новый митрополит Даниил потребовал, чтобы преподобный Максим перевел на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. Среди несправедливых гонений и страданий инок стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви:
«Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...»
Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык.
Монах, прибывший из далекой Греции, оставил в наследие православным христианам Руси множество духовных трудов: переводы и поучения, помогающие людям понять и принять в своем сердце душеполезные поучения и Слова Божии.
«Во дни его не обретеся человек подобен ему»
«Во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — так можно охарактеризовать великого и яркого светоча Руси — святителя Иова, Патриарха Московского, служение которого пришлось на нелегкие для всей страны годы — конец XVI века. Будущий Патриарх родился в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии и с малых лет воспитывался в Успенском монастыре. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. А уже в 1589 году состоялось торжественное поставление Иова в Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол. Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений. На царский трон сел беглый монах Григорий Отрепьев, назвавший себя якобы спасенным царевичем Дмитрием, но вошедший в историю как Лжедмитрий. Заручившись поддержкой Польши и Ватикана, Лжедмитрий обещал ввести в Россию унию и ослабить могучее государство изнутри. Патриарх Иов как хранитель чистоты Православия осмелился обличить самозванца и предать его анафеме. После смерти царя Бориса Годунова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан Лжедмитрию и полякам, но Патриарх отказался присягнуть Лжедмитрию и был низложен. Во время молитвы святителя в Успенском соборе Кремля перед Владимирской иконой Божьей Матери слуги самозванца ворвались к нему, сорвали архиерейское облачение и не дали закончить Литургию. Святой претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где и начал свои духовные подвиги. В конце дней он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
Спустя почти пять столетий после тех событий, историкам остается только догадываться, что было бы, если Лжедмитрий укрепил свое влияние в России, и существовало ли Православие в первозданном виде, которое трудами многих святых подвижников дошло до нас. Но история не любит сослагательного наклонения, и остается только благодарить Бога за все благодеяния и за Его мужественного служителя — Патриарха Московского и всея Руси Иова, который не побоялся выступить против самозванца, защитить не только свою веру от смешения с католиканством, но и открыть глаза на Лжедмитрия русским людям. И вновь Россия восстала из смуты и низостей, престол заняло семейство Романовых, и началось новое время — подъема страны. Но впереди еще ожидает множество беспорядков, войн, революций — внутренних и внешних политических проблем.
«Христос с вами, не страшитесь!»
Для каждого человека на первом месте была и всегда останется его семья. Именно в домашнем уюте, в кругу семьи из ребенка вырастает славный воин, честный и порядочный гражданин своей страны, великий первооткрыватель или ученый. «Все мы родом из своего детства», — сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, но его слова можно перефразировать: все мы родом из семьи. Примером православной семьи в исконно правильном понимании, могут служить святые Царственные мученики: последний император Николай Александрович, императрица Александра Федоровна, их пятеро детей — Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.
Все члены семьи жили в любви и согласии, были чистыми духовно, простыми в быту и общении. Отец Афанасий Беляев, исповедовавший семью, отзывался о них так:
«Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной».
Император отличался хорошей памятью, благородством мыслей, мягкостью и добротой сердечной — идеальный пример отца для своих детей. При Николае II Россия восстала на мировой политической арене во всей своей мощи: увеличивалось население страны, огромными темпами развивалась промышленность, могущественными становились армия и флот, успешно проводилась аграрная реформа. Неимоверными трудами последний самодержец России вводил улучшения в церковную жизнь: за время его правления были построены более 10 тысяч церквей и 250 монастырей, было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский, преподобный Серафим Саровский, святая княгиня Анна Кашинская, святитель Иоасаф Белгородский, святитель Ермоген Московский, святитель Питирим Тамбовский, святитель Иоанн Тобольский.
Но, видимо, новой России, вступающей в двадцатое тысячелетие, не нужен был богобоязненный, благочестивый правитель, и для семьи Романовых, бывшей всегда примером для подражания, начались тяжелые годы. Доброта и душевное спокойствие не оставляли их даже в эти самые трудные дни, они даже утешали из заключения своих близких, которые еще были верны им. Вот с какими словами обращается Александра Федоровна в письме к корнету: «Вы не один, не бойтесь жить. Господь услышит наши молитвы и Вам поможет, утешит и подкрепит. Не теряйте Вашу веру, чистую, детскую, останьтесь таким же маленьким, когда и Вы большим будете. Цель одна у нас, туда мы все стремимся, да поможем мы друг другу дорогу найти. Христос с Вами, не страшитесь». Утешение и кротость в перенесении скорбей Царственным узникам дают молитва, чтение духовных книг, богослужение, Причащение.
Последними словами Семьи, дошедшие до наших дней через горнило страданий, утешают и ныне отчаявшихся и страдающих: «Господь услышит наши молитвы и Вам поможет, утешит и подкрепит. Христос с Вами, не страшитесь». Христос с вами!
Православная принцесса Европы
«Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна»,
— написал великий князь Константин Константинович Романов о великой княгине Елисавете Федоровне — супруге Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она считалась самой красивой женщиной того времени, была скромной и нежной, ее сравнивали с прекрасной лилией. Елизавета Федоровна могла жить в роскоши и богатстве всю жизнь, но после убийства супруга она раздала все драгоценности, а на другую часть построила Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая и сейчас является островком любви и милосердия в эгоистичном современном мире.
«На всей внешней обстановке обители и самом ее внутреннем быте, и на всех вообще созданиях великой княгини, лежал отпечаток изящества и культурности не потому, что она придавала этому какое-либо самодовлеющее значение, но потому, что таково было непроизвольное действие ее творческого духа», — пишут в своих воспоминаниях современники.
С тех пор Великая княгиня оставила дворец и вошла в мир бедных и скорбящих, чтобы навсегда посвятить себя только им. Она просиживала у кроватей больных всю ночь, а остальное время молилась в храме или у себя в келье, ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания людей. Они говорили, что от Великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.
Главной задачей сестер обители было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу.
Еще одно славное деяние Великой княгини — постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мир Ликийского. В 1914 году был освящен нижний храм в честь святителя Николая и странноприимный дом.
А через 4 года в 1918 году ее — прекрасную лилию России — бросили вместе с другими членами императорского дома в шахту старого рудника. Великая княгиня с сильнейшими ушибами и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения…
А ее обитель и поныне стоит в центре Москвы, куда стекаются под покров преподобномученицы Елизаветы все нуждающиеся и страждущие.
Святые, память которых отмечается в июле, внесли многие изменения не только в течение истории России, но и в ее духовную, православную жизнь. Они показали, что, несмотря на скорби и страдания сего времени, только одно лишь должно быть упование и утешение — Господь Иисус Христос, который никогда не оставит, примет, утешит и сотрет все слезы с лица земли. А это — главный урок угодников Божьих для своих потомков…
Теги: князь Владимир Русь преподобный Сергий Радонежский преподобный Андрей Рублев преподобный Максим Грек царственные страстотерпцы княгиня Елисавета
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|