Публикации

Все святые

Дата: 11.06.2023

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7438

День Всех святых празднуется в Православной Церкви в первое воскресенье по Пятидесятнице. Выбор даты этого праздника напрямую связан с празднованием в предыдущее воскресенье Сошествия Святого Духа на апостолов, поскольку этот день напоминает нам о плодах того дара, который получила церковь в день Пятидесятницы. Под святостью сейчас понимаются мужи и жены, своим мученическим подвигом, или иным родом жительства и подвига благоугодившие Богу и причисленные к лику святых (канонизированные).

Но, если обратиться к свидетельству Нового Завета, то мы увидим, что слово «святые» обозначает крещенных и верных церкви христиан. Именно так апостол Павел обращается к христианам, которым он адресует свои Послания. Например, в Первом послании к коринфянам он пишет: «Павел, призванный апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Сосфен, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым…» (1 Кор. 1, 1-2). Вот начало его Послания к римлянам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым…» (Рим. 1, 7). А так он начинает Послание к эфесянам: «Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, — святым, находящимся в Эфесе и верным в Христе Иисусе» (Еф. 1, 1). Очевидно, что апостол Павел в своих письмах обращался не к тем, кто после своей кончины получил титул «святого», а ко всем верующим в Христа, которые жили в упомянутых городах.

 

Началу становления особого чина святых, положило почитание мучеников за Христа, первым свидетельством которого является описание мученической кончины Поликарпа Смирнского. Почитание мучеников первоначально строилось как почитание усопших. На гробах, или подле них первые христиане проводили поминальную трапезу и Евхаристию. Особыми днями для совершения литургии на гробах была годовщина мученической кончины, а так как мученик был героем всей христианской общины, то и празднование совершалось не только узким кругом близких, но всей церковью. Только к третьему веку почитание простых смертных стало отделяться от памяти мучеников. Более того, дошедшие до нас древние саркофаги содержат надписи, говорящие о том, что просьбу о заступничестве писали не только на гробах мучеников, но и при погребении простых христиан, умерших своей смертью. Христиане молились Богу за мучеников, так же, как и за простых усопших.

Божественная Литургия, точнее ее центральная часть — Евхаристический канон носит в себе яркий след этой практики. Хотя сейчас, эта часть молитвы произносится священником тайно. Сразу после призывания Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста священник молится:

«Еще приносим Ти духовную и бескровную жертву, о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». (Евхаристический канон Литургии Иоанна Златоуста).

Аналогичные прошения мы находим как на Востоке, так и в свидетельствах Западной церкви. Но, с окончательным выделением и оформлением почитания святых, поминовение усопших наряду со святыми стало вызывать вопросы, и многие средневековые и современные авторы вынуждены прояснять и даже растолковывать подобное заступничество за святых. Церкви свойственна традиционность и древний текст может вызывать вопросы.

Из восточных авторов, пожалуй, только, начиная со святого Николая Кавасилы, проводится разница между святыми и обычными людьми.

«Так и теперь, по принесении в жертву и освящении даров, он (священник) и благодарит за них Бога, и присоединяет прошение, при этом излагает и побуждения к благодарности и указывает предмет молитвы. Какие же это побуждения к благодарности? Это, как и прежде сказано, суть святые, ибо в них Церковь обрела просимое и получила то, о чем молится, — Царствие Небесное. А какой предмет прошений Церкви? Это еще не достигшие совершенства и имеющие нужду в ее молитве». (Николай Кавасила «Изъяснение Божественной Литургии», гл 33).

Но до сих пор в традиции некоторых нехалкидонских церквей Богородицу поминают в списке поминания усопших.