Положившие начало устроению епархии в Казанской земле
Просмотров: 14530
Ежегодно 17 октября Русская Православная Церковь отмечает Собор святителей Казанских Гурия, Германа и Варсонофия, положивших начало устроению епархии в Казанской земле и просвещению края.
Святые мощи святителя Гурия
Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.
В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело...»
Благовещенский собор. Воссозданная рака с частью мощей святителя Гурия |
Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.
Мощи святителя Гурия в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище |
После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.
Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.
Келья святителя Гурия
В 1841 году, в ходе генеральной реконструкции соборного храма, была обнаружена еще одна святыня — крохотная келья святителя Гурия (ширина 2,89 м, длина 2,18 м, высота 1,78 м) с каменными стенами, сложенными из того же камня и в той же «кладочной» манере, что и основной четверик собора. Последнее доказывает, что келью эту архипастырь устроил тогда, когда храм строился. Находилась она под первоначальным Борисоглебским приделом (новый придел при этом возводили заново, включив старый в основной объем здания), в южной части церкви. Сюда архипастырь спускался для уединенной молитвы, цитируем его Житие: «Обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ... Бориса и Глеба». И в другом варианте: «Жил преподобный богоугодно: нищих кормил, во всем помогал неимущим, заступался за бедных, вдовиц и сирот, избавлял их от бед, прилагал труды к трудам и все ночи возносил Богу молитвы...»
Вход в келью святителя Гурия, обнаруженную в 1841 году под прежним Борисоглебским приделом |
На восточной стене кельи — фреска XVI века: образ Спаса Нерукотворного. Предполагается, что автором фрески был сам святитель Гурий.
Не удивительно, что в открытую келью святого сразу же потянулся народ, воспринявший ее как настоящую святыню. Помещение благоустроили — оштукатурили стены, для иконы сделали киот и пробили дверь с запада.
Образ Спаса Нерукотворного в келье святителя Гурия |
В 1906 году, когда в соборе велись очередные ремонтные работы, над кельей возвели часовню, сохранившуюся до нашего времени. В советские годы эту часовню превратили подсобку для дворника, а дверь в келью святителя Гурия заложили кирпичом, что спасло фреску Спаса Нерукотворного: она осталась неповрежденной. В новейшее время дверь восстановили, освободив тем самым святыню «из-под спуда».
«Бе стязаяся с неверными...»
Ближайшим помощником святителя Гурия в обустройстве Казанской епархии был архимандрит Варсонофий. «Святый Гурий, — отмечается в житии свт. Гурия, — имяше к нему любовь велию духовную...» Не случайно широкое распространение получили парные иконы с изображениями обоих святителей, в профиль, лицами друг к другу, как бы ведущих беседу.
Варсонофий приехал в Казань в уже немолодом возрасте, 60-ти лет от роду. Уроженец Коломны, будущий святитель в юном возрасте попал в плен к крым-ским татарам. За время своего рабства он в совершенстве изучил татарский язык и грамоту, равно как и татарские обычаи. Будучи выкуплен отцом из плена, молодой человек постригся в монахи в московском Андрониковом монастыре. В 1544 году его возвели в сан игумена и поставили управлять Николо-Пешношской обителью. В1553 году царь Иоанн IV, отправившийся после избавления от тяжелой болезни на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, заехал в Пешношу. Умеющего говорить по-татарски игумена Варсонофия он хорошо запомнил и два года спустя приказал назначить в помощники архиепископу Казанскому Гурию. В Казани возведенный в сан архимандрита Варсонофий основал Спасо-Преображенский монастырь в кремле, ставший крупнейшим духовно-просветительским центром Казанской земли. Именно архимандрит Варсонофий, знавший местный язык, был тогда главным миссионером: «Бе стязаяся с неверными и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во Святую Троицу, Отца и Сына и Св. Духа».
Около четырех лет, с 1567 года, епископ Варсонофий возглавлял Тверскую епархию, но, выйдя по немощи на покой, вернулся в Казань, в устроенную им обитель, где и встретил кончину в 1576 году. Погребли его рядом со святителем Гурием за алтарем соборного монастырского храма. При перестройке собора в 1595 году были обретены мощи обоих святителей. Тогда же Русская Церковь их канонизировала.
«Человек простый, истинный…»
Из современников лучшие слова о святителе Германе сказал, пожалуй, «невозвращенец» Андрей Курбский: «И бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и Священных Писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... Человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело».
Святитель принадлежал к древнему боярскому роду Садыревых-Полевых, произошедшему от смоленской ветви Рюриковичей. Родился он около 1505 года в Старице, в крещении получив имя Григорий. На двадцать шестом году жизни Григорий постригся в монахи в Иосифо-Волоколамском монастыре, где бояре По- левы имели родовую усыпальницу. В обители молодой монах занимался переписыванием книг — под руководством игумена Гурия (Руготина), впоследствии первого архиепископа Казанского и Свияжского. Уже в это время двух будущих святителей связала дружба. В 1551 году отец Герман был поставлен игуменом Успенского монастыря в Старице, однако вскоре, в 1553 году, передав свою должность священноиноку Иову, с 1589 года первому Патриарху Московскому и всея Руси, возвратился в Иосифо-Волоцкий монастырь к любимой им простой монашеской жизни. В том же году святой принял участие в Соборе по делу еретика Матвея Башкина, отрицавшего веру в Святую Троицу и церковные таинства. Осужденного Башкина отправили для вразумления в Иосифо-Волоцкий монастырь, где под влиянием отца Германа он раскаялся в своих заблуждениях.
Икона святителя Германа современного письма из свияжской церкви Константина и Елены |
3 февраля 1555 года в Москве архимандриту Герману положили быть настоятелем нового Успенского монастыря в Свияжске (неподалеку от Казани), учреждаемого с целью распространения христианства в Казанском крае. Свияжская обитель скоро превратилась в один из самых значительных и влиятельных русских монастырей.
В 1563 году святитель Гурий скончался, и 12 марта 1564 года в Москве состоялась архиерейская хиротония нового казанского владыки, а именно Германа. Возглавив епархию, он продолжил труды предшественника по распространению христианства. Архиерей заботился о благополучии паствы, строил храмы, заводил школы... Но святительское его служение в Казанском крае продлилось недолго. В 1566 году царь Иоанн Грозный вызвал святого в Москву, чтобы поставить главой Русской Церкви — митрополитом Московским и всея Руси.
Князь Андрей Курбский рассказывает, что святитель Герман долго отказывался принять сан митрополита, но царь с Собором «принудили» его. Это было страшное время самого начала опричнины — видя творящиеся жестокости, святитель призвал царя к покаянию и обращению к праведной жизни. Царские приближенные тут же оклеветали Германа: «Герман, — говорил один из них, — желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в на-дежде овладеть тобою...» Судьба святителя была решена: Грозный повелел изгнать его с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Святой прожил еще полтора года. 6 ноября 1567 года опала его разрешилась — смертью, как то часто бывало при Грозном царе. Официальная версия гласила, что сгубило архиерея «моровое поветрие». Но сразу после этой странной и скорой кончины несостоявшегося митрополита появились слухи, что он был убит опричниками. Курбский прямо писал: «Овии глаголют удушеннаго тайно за повелением его (Ивана Грозного. — Прим. ред.), овии же ядом смертоносным уморенна». Скорее всего, однако, святителя убили мечом или топором. В 1888 году, когда мощи его переоблачали, а на главу возлагали новую митру, выяснилось, что она (голова) отделена от тела — причем странным способом, как будто один удар нанесли по шее спереди, а другой — сзади.
Похоронили святителя Германа в Москве в церкви Николы Мокрого в Зарядье (храм снесли в 1960-е годы при строительстве гостиницы «Россия», в свою очередь тоже снесенной в новейшее время). В 1591 году были обретены его мощи; год спустя их перенесли в Свияжск. По окончании русской Смуты в Успенский монастырь хлынули потоки паломников, началось общероссийское почитание святого, были составлены его Житие и служба. В келье праведника сохранялись его икона Божией Матери, печка и слюдяной фонарь, а в Успенском соборе — иглы, нитки, наперсток и богослужебные принадлежности, которыми пользовался великий подвижник.
Свияжскую обитель в 1919 году закрыли и разорили. В 1922 году были вскрыты мощи святителя, но вывезти их кощунники не смогли — помешал внезапно налетевший смерч. В 1925 году мощи таинственным образом исчезли и были обретены лишь в 2000 году — в казанском храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Часть их летом 2000 года вернулась в Свияжский Успенский монастырь.
Источник: журнал «Православные храмы»
| Проголосовало: За - 1, против: 0. Общий рейтинг: 1 |
|