Древом Крестным врата рая отверзаеши
Просмотров: 11625
Неделя Крестопоклонная
Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление на душу, поскольку имеет по преимуществу покаянный характер и наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность, кающегося и плачущего пред Господом.
Третье воскресенье Великого поста носит название Крестопоклонной недели и имеет ряд особенностей, о которых и хотелось рассказать здесь.
Первой отличительной чертой праздника является предание о его происхождении. По одной из версий происхождение поклонения Кресту в 3-ю неделю Великого Поста связано с событиями Византийско-Персидской войны. Крест Господень, бывший в плену 14 лет был возвращен в Иерусалим в 629 или в 630 году. Легенда связывает установление праздника с именем возвратителя Креста, императора Ираклия. В деяниях Трульского собора, проходившем в 692 году, говорится о празднике поклонения Кресту на 3-й неделе поста, как о сложившейся практике.
Другое событие, повлиявшее на появление празднования, связано с особенностью огласительной дисциплины в Константинополе. В среду или воскресенье на Крестопоклонной неделе начиналось оглашение крещаемых, которых крестили в Страстную Субботу. И сейчас со среды крестопоклонной в наших храмах на Литургии Преждеосвященных Даров диакон произносит ектению о готовящихся ко Святому Крещению. А священник в это время молится: «Яви, Владыко, лицо Твое на готовящихся ко святому Просвещению и желающих скверну греха отринуть. Озари их разум, укрепи их в вере, утверди в надежде, усовершенствуй в любви и покажи достойными членами Тела Христа Твоего, отдавшего Себя во искупление за души наши».
Вторая черта этого праздника роднит его с другими днями посвященными Кресту Господню: Воздвижению и Изнесению Святого Креста.
Перед службой на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. К сожалению, увидеть это нельзя — все совершается в алтаре священнослужителями, можно только услышать, если прийдти в храм перед службой заранее. Евангелие за бдением читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В Крестопоклонную неделю елеопомазание совершается после вынесения Креста, поэтому Евангелие не выносят. Существует еще одна причина чтения Евангелия в алтаре: чтобы подчеркнуть особую торжественность праздника, потому что в алтаре совершаются лишь особенные священнодействия. После этого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше…».
Главной особенностью службы праздника является вынос Креста во время пения хором великого славословия, начинающегося возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет». Предстоятель выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии — ради особой торжественности службы и особого почитания Креста. После славословия Крест полагается на аналое посреди храма. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь еще раз подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя. После этого поются стихиры на целование Креста.
На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое, как обычно, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…». Крест находится на середине храма до пятницы, когда по окончании изобразительных Святой Крест вносится снова в Алтарь и полагается на уготовленное ему место.
Приоткрывая сокровищницу духовной мудрости святых отцов, хотелось бы привести икос канона недели Крестопоклонной, приписываемый прп. Феодору Студиту. Прп. Феодор передает, как бы, слова ада о Кресте Господнем:
«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два — разбойникам, и один — жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: «О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!».
Древом познания добра и зла наши прародители открыли двери ада, древом крестным Господь отверзает врата рая.
| Проголосовало: За - 10, против: 0. Общий рейтинг: 10 |
|