Публикации

Крестоношение и христианин

Дата: 04.10.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3144

Крест Христов стал символом победы Евангельского учения над самой смертью. Крест Христов дал людям надежду на избавление от всех бед. Крест Христов указал людям направление к вечной жизни, и этот путь открыт во все времена до скончания века. Но в праздник Воздвижения Креста Господнего Церковь вспоминает ещё и то, как эта святыня была обретена когда-то. Мы вспоминаем поиски царицы Елены, мы вспоминаем чудеса явленные от того самого Креста, на котором был распят Господь. Однако редко мы вдумываемся в то, что же это было за время для Церкви — время, когда Крест был найден.

Это были дни, когда гонения на христиан сошли на нет. Ещё вера Христова не стала господствующей религией в империи, но впереди уже маячили те благословенные времена, когда римские города украсятся христианскими храмами, а Евангелие станет почитаемым почти во всём народе. И вот на заре этой эпохи является Крест Христов.

Святитель Феофан Затворник делает интересное замечание относительно того, для чего же установлен праздник Воздвижения: «Чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «Душа! Много добра у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!», а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех Крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение…, внушая вторым в терпении стяжевать души свои, воодушевляя на то с уверенностью, что со Креста идут прямо в Рай»

Также и в Римской империи получилось так, что на пороге благоденствия христианам был явлен Крест Спасителя, как напоминание об истинном пути христианина. Не секрет, что человек от долгой мирной и сытой жизни расслабляется. Это справедливо и в отношении христиан — одно дело приходить на службу в храм, зная, что это подвиг, и совсем другое — знать, что храм — вот он, и что прийти туда можно в любое время, без страха за свою жизнь.

И вот является Крест, напоминая, что духовная борьба за душу человека должна этим человеком вестись всегда — вне зависимости от внешних обстоятельств. Христианство — есть борьба, а не только лишь исполнение внешних предписаний. Христианин всегда должен стремиться к тому идеалу, который он видит на Кресте Христовом. Это было справедливо для Римской империи времён святого императора Константина, справедливо это и сейчас — во времена, когда храмы открыты и только ждут наших шагов ко Спасению.

(Р)