Жития святых. Аудио

Благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1125)

Дата: 08.02

Просмотров: 14172

Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089—1125; по другим источникам, 1084—1125; в современных изданиях Давид IV Строитель) — выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии. Был воспитан своим духовником — преподобным Арсением Икал­той­ским, известным богословом и ученым-энциклопедистом (+ 1127; память 6/19 февраля).

Наименование «Возобновитель» дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоу­собиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизо­ванное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял и утверждал их. По ини­циативе святого Давида Возобнови­теля в 1103 году был созван церковный Со­бор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церков­ного благочестия.

Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он ос­новал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, со­зда­вались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благо­верный царь благосостоя­нию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае, Антиохии и на святой горе Афон. Когда святой Давид решил воз­двиг­нуть храм во имя великому­ченика Георгия, к помощи которого он постоян­но прибегал в своих освободитель­ных битвах, то святой Георгий явился ему в ви­де­нии и указал место постройки храма.

Понимая миротворчество как осуществление заповеди Господней, царь Давид примирил кипчакского хана Атрака с осетинами и водворил мир в Дарьяль­ском ущелье.

В 1123 году, незадолго до кончины, благоверный царь освободил Армению от турецкого засилья. Он повелел вновь освятить храмы, превращенные тур­ками в мечети. По преданию, когда царь подошел в одном из храмов ко гробу своей бабки, супруги армянского царя Гагика I, и сказал: «Радуйся, царица! Бог избавил храм твой от агарян», — внезапно послышался глас: «Богу благо­дарение». Забота царя Давида о воссоединении с Армянской Церковью выра­зилась в созыве церковного Собора в городе Ани, на котором часть армянских епископов-монофизитов склонилась к принятию Православия (однако в целом Собор не привел к желаемым результатам). Патриотические подвиги святого Давида не мешали ему совершать подвиг духовный. С юных лет святой имел основу премудрости — страх Божий, побуждавший его к добрым делам и наме­рениям. Любимым занятием святого Давида было чтение Священного Писания. О его высокой духовности свидетельствует составленный им «Покаянный ка­нон», состоящий из девяти скор­бных и умилительных песней.

Почувствовав приближение смерти, святой царь Давид составил духовное за­веща­ние, в котором, передавая управление страной своему сыну Димитрию, писал: «Ныне Промыслом Правосудного Бога отзываюсь я, а на царство наслед­ственное призывается он. Все совершил я силою Честного Животворящего Дре­ва и ему вручаю это осчастливившее меня Знамение». Причастившись Святых Таин, «со славословием на устах он предал свою душу Господу на 53-м году жизни, в субботу 24 января 1125 года». Царь был погребен в Гелатском монастыре, при входе в привратную церковь. Спустя некоторое время мощи его, прославленные знамени­ями милости Божией, были перенесены под престол соборного храма. В конце XIII века святой царь Давид III Возобновитель был прославлен, тогда же ему была составлена служба. Память его совершается 26 января/8 февраля.