Две субботы
Просмотров: 17413
Субботнее богослужение стоит особняком в седмичном (недельном) круге православного богослужения. Обычно не представляет особых проблем богослужение воскресное или будничное, но с субботой все гораздо сложнее. Редко, где данное богослужение совершается правильно, в нем есть множество подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Субботнее богослужение — это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить.
Конечно, когда мы говорим о субботе, то мы вспоминаем четвертую заповедь Моисееву: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20, 8-11). И, хотя, день воскресный потеснил субботу и даже стал более важным, мы не можем отменить заповедь дарованную нам Богом. Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы. [1] Православные богословы еще на рубеже I и II тысячелетей критиковали католическую практику субботнего поста.
Суббота в православной памяти, в православном богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, ярко выделяются из дней Великого Поста. В эти дни, в отличие от будних дней, совершается полная Литургия, на которой происходит преложение Святых Даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны. Вообще, если ходить Великим постом на богослужения только по выходным дням, то можно и не почувствовать великопостные особенности богослужения. Еще более важно знать, что в православном календаре суббота до сих пор — седьмой день недели. В субботу кончается седмица, а с воскресенья она начинается. В субботу вечером, на воскресном Всенощном бдении происходит смена недельного гласа песнопений Октоиха. При обычном устроении седмицы тот или иной глас поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота — это последний день исполнения песнопений определенного гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа.
Православие всегда помнит, что творение мира началось с воскресного дня. Помнит оно и о том, что обновление творения также произошло в первый день после субботы, то есть собственно в день воскресный. Но если творческим воскресеньем первой главы книги Бытия история просто началась и потому это был день просто и ясно «первый», то пасхальное воскресенье завершило те события, которые начались в Страстную Седмицу: это воскресенье жизни, воссиявшее из молчания и гробницы Субботы. Пасхальное Воскресенье венчает деяния Страстной Седмицы, оно следует после Субботы, после седьмого дня и тем самым оказывается… восьмым днем. У воскресенья, таким образом, уникальный статус: оно и первый день недели, и — восьмой.
Но, вернемся к богослужению субботы. Самое главное отличие богослужения субботы — это ее нерасторжимая связь с воскресным днем. Связь эта основывается на богословии богослужения двух главных суббот года — Великой и Лазаревой, в которые обращенность к воскресной и пасхальной теме наиболее ярко проявляется. Хотя суббота Лазарева уступает субботе Преблагословенной по торжественности, полноте, значимости, оторвать их друг от друга невозможно; в каком-то смысле они сравнимы по своему богослужебному статусу. Именно в эти субботы мы видим особенности воскресного богослужения. В эти субботы, после чтения 17-й кафизмы поются тропари по непорочнах: «Ангельский собор удивися…». Непорочнами, в Уставе богослужения называют 17-ю кафизму, начинающуюся словами: «Блаженные непорочные в путь». Сейчас 17-я кафизма воспринимается как нарочито заупокойная, но первоначально было совсем не так. Непорочны полагались как праздничная особенность воскресного Всенощного бдения. И в субботнее богослужение 17-я кафизма попала как связь субботнего дня с воскресным. На утрене в субботу всегда должна читается 17-я кафизма. Причем это становится возможным в результате невероятного в рамках Устава явления — перестановки кафизм в порядке их распределения по дням седмицы. Псалтирь, прочитывающаяся целиком за седмицу, начинает стихословиться на воскресной вечерне в субботу вечера. В последовательном следовании кафизм на службах в течение седмицы на утреню пятницы должны были бы приходиться 16-я и 17-я кафизмы, а на субботу — 19-я и 20-я. Однако Типикон намеренно 16-ю и 17-ю кафизмы помещает на субботу, а 19-ю и 20-ю — на пятницу. В этом перемещении, нарушающем простой и ясный порядок следования кафизм, просматривается определенная цель — соотнести субботнее богослужение с воскресным.
В свое время, по воскресным дня почти весь год пелись непорочны. И это было своеобразной вершиной службы. Сейчас в наших приходских храмах обычно вместо 17-й кафизмы, поют полиелей (134 и 135 псалмы). Так и воскресные тропари «Ангельский собор удивися…» в богослужебных книгах называют тропарями по непорочнах, указывая, что в свое время в воскресенье исполнение 17-й кафизмы было обязательным. И уже значительно позже, когда полиелей вытеснил непорочны, 17-я кафизма стала восприниматься как нарочито заупокойная, потеряв связь с праздничным воскресным днем. После 50-го псалма поется песнопение «Воскресение Христово видевшее…», являющееся неотъемлемым песнопением воскресного Всенощного бдения. В эти две субботы, по девятой песни канона торжественно возглашается: «Свят Господь Бог наш. Яко Свят Господь Бог наш. Над всеми людьми, Бог наш». Эти две субботы находятся как бы в тени двух воскресений: Вербного и Святой Пасхи. И особенно яркие особенности воскресной службы как бы переходят на субботы. Делая богослужебную связь субботы с воскресным днем особенно ощутимой.
Итак, суббота — это и особый день седмицы, и некий неповторимый, исключительный день года. Среди последних надо назвать еще несколько суббот церковного года. Они не являются заупокойными, не связаны с воскресными днями — это просто стоящие особняком воспоминания. Таковой является суббота Сырная (суббота перед Прощеным воскресеньем). В этот день вспоминаются все преподобные, в подвиге просиявшие, для того, чтобы их подвигом вдохновить христиан на путь поста. Богослужение совершается только по Триоди, это служба с великим славословием, с интереснейшим каноном, в котором по алфавиту вспоминаются древние преподобные отцы и жены.
В рамках Великого поста такими исключительными днями являются первая суббота, когда совершается память Феодора Тирона, и пятая суббота — ее называют Субботой Акафиста.
И еще некоторые субботы выделяются в церковном году. Есть суббота по Рождестве Христовом, субботы перед и по Богоявлении (Крещении), перед и по Крестовоздвижении.
[1] 64 правило святых Апостолов «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме единые токмо великия субботы: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
| Проголосовало: За - 3, против: 0. Общий рейтинг: 3 |
|