Публикации

Прообраз Воскресения Христова

Дата: 27.04.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 18852

Лазарева суббота — единственный день в церковном году, когда воскресное богослужение совершается не в воскресенье.

Лазарева суббота предшествует Страстной седмице и непосредственно Неделе Ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим. С одной стороны, это объясняется тем, что, согласно Евангелию от Иоанна, эти события происходили одно за другим. С другой — воскресение праведного Лазаря Господом Иисусом Христом имеет символическое значение и не случайно располагается так близко от праздника Пасхи.

Можно провести некую параллель между воскресением Лазаря и Воскресением Иисуса Христа: если в страстях Христовых, как это ясно указывает святой Евангелист Иоанн Богослов, совершается прославление Господа — прославление в уничижении и смерти, то и Марфе у гроба Лазаря Христос предвещает явление славы Божией. Более того, когда Мария поспешала на зов Учителя, пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая «Мария стояла у гроба и плакала». Женщины у гроба Лазаря и женщины у гроба Распятого. Камнем был закрыт вход в могильную пещеру Лазаря Четырехдневного и в могильную пещеру Божественного Учителя. И когда Господь воззвал Лазаря, то «вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком». В гробе Учителя апостол Петр также увидел «пелены лежащие и плат, который был на главе Его».

Епископ Кассиан (Безобразов) пишет:

«Воскресение Лазаря можно рассматривать как прообраз Пасхи. Воскрешение Лазаря есть возвращение умершего к жизни временной здесь, на земле. Первосвященники замышляют убийство воскрешенного Лазаря. Воскресение Христово есть божественная победа над смертью. Эта двойственность отношения — очевидный параллелизм и столь же очевидная несоизмеримость — может быть понимаема как отношение прообраза и того, что им прообразуется. Прообразуемое есть исполнение прообраза, и в славе исполнения меркнет прообраз. В каком смысле Воскресение Христово может быть понимаемо как исполнение прообраза, воскрешения Лазаря? Если воскрешение Лазаря делом закрепляет учение об Иисусе Христе как Начале жизни, заключающее и обетование грядущего Воскресения, — то Воскресение Христово, как исполнение прообраза, есть начало нашего воскресения».

Таким образом, воскрешение Лазаря как бы предваряет собой Воскресение Христа, готовит людей к тому, чтобы они могли воспринять весть о будущем Воскресении Спасителя. Именно после того, как Лазарь воскрес, руководители иудейского народа задумали убить Иисуса Христа из-за того, что «все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Какая связь есть между этими фактами, Святое Евангелие нам не сообщает. Возможно, имелось в виду то, что фарисеи и первосвященники, лишившись авторитета, не смогут отстаивать независимость израильского народа и в случае необходимости организовать антиримское восстание. С этим замыслом связан еще один смысл воскрешения Лазаря. По мнению епископа Кассиана, «предваряя Воскресение Христово, воскрешение Лазаря является и ближайшею причиною Страстей, свидетельствуя таким образом о неразрывной связи Страстей и Воскресения». Смерть и воскрешение ученика предшествуют смерти и Воскресению Учителя.