Публикации

Почему именно Архангел Гавриил пришел к Богородице

Дата: 08.04.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 36081

У Благовещения есть одна тайна, точнее, некое недоумение, ведь Благовещение — это одно из центральный событий для истории нашего спасения, и событие, случившееся раз в истории требует присутствия главных действующих лиц. Но, почему к Богородице приходил архангел Гавриил, а не Михаил.

Обычно, когда пытаются ответить на этот вопрос, указывают, что архангел Гавриил, вестник Божественных тайн. Но, это даже не попытка ответа, а уход от него. По гречески — άγγελος и так значит «вестник, посланец», т.е. ангел — это и есть вестник.

Приглядимся к архангелу Гавриилу, а особенно к тому временному промежутку, в котором было написано Евангелие от Луки. В межзаветный период, т.е. в промежуток, между пророком Малахией, последним пророком, вошедшим в корпус канонических книг Ветхого Завета, и написанием Евангелий, старшим ангелом был Гавриил. Именно так он изображается в апокрифических книгах, в обилии появившихся в межзаветную эпоху, и из них в основном мы и черпаем сведения об ангелах, да и в Новом Завете архангел Гавриил приходит как к Деве Марии, так и к Захарии. Согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1, 11-20), и о рождении Спасителя — Пресвятой Богородице (Лк 1, 26-38). Архангел Гавриил, как и архангел Михаил (Откр. 12, 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1, 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение «Ангел Господень» (Лк 1, 11), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями.

В Ветхом Завете Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан. 8, 16), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан. 9, 20-27).

И даже в исламской традиции, которая испытала определенное христианское влияние, архангел Гавриил считается старшим. Согласно учению мусульман — от Гавриила Магомет получил свои откровения и им же унесён на небо.

В православной гимнографии имеются тексты прямо предписывающие называть архангела Гавриила Архистратигом. Приведем несколько примеров:

Тропарь 5-й песни канона на праздник Рождества Иоанна Предтечи, приписываемый свт. Андрею Критскому (+740).

«Не вещай, не сопротив глаголи, старче освящение, / Гавриил бо глаголет ти, первый во Архангелех, / Божия таинства и еже к нам Того снитие сказуя».

Кондак архангелу Гавриилу:

«Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных архистратиг».

И эти примеры можно умножить.

Известны несколько мест на земле, где почитания Архангела Гавриила не умалялось. Одним из главных центров почитания Гавриила являлся Назарет, в котором еще в IV веке был построен храм архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы.

А в Киеве, архангел Гавриил некоторое время считался покровителем города.

Замена почитания Гавриила почитанием Михаила — очень интересный процесс, связанный с представлениями о военных, как вершине общества, в первом христианском тысячелетии. Именно так была построена Римская (Византийская) империя. Утрируя, можно сказать, что, император — это верховный главнокомандующий с экстраординарными полномочиями. Архангел Михаил как раз отличается от Гавриила подчеркнуто воинскими чертами, вот его почитание и потеснило почитание Гавриила. При этом известно, что почитание архангелов Гавриила и Михаила некоторое время было общим, строились храмы, посвященные двум архангелам, но, все же, Михаил пользовался у императоров особым почитанием. Что в конечном итоге привело к тому, что архангел, которому было поручено столь ответственное задание, как Благовещение Деве Марии, вышел на второй план, но это уже вопрос истории и значения воинского искусства в Византийской империи.

И тем не менее, богослужебные тексты обоим архангелам присваивают звание Архистратигов и ставят их почитание на одну ступень.

Седален, глас 8, из службы собора небесных сил бесплотных, празднуемый 21 ноября:

«Небесных начальницы, и первостоятелие высокопрестольных и страшных Божественныя славы, Михаиле и Гаврииле архистратизи, ангелов чиноначальницы, со всеми безплотными, о служителие Владычни! о мире непрестанно молящеся, испросите оставление прегрешенных нами, и милость и благода́ть обрести в день судный».