Публикации

«Днесь спасения нашего главизна»

Дата: 06.04.2024

Автор: Протоиерей Александр Андриевский

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14951

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на пятницу 6-ой седмицы Великого поста. В древности этот праздник носил разные названия: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало Искупления», — и, наконец, к VII веку установилось название «Благовещение Пресвятой Богородицы».

На наше счастье мы не способны почувствовать всю радость Благовещения — поскольку нам, живущим спустя более двух тысяч лет после Рождества Христова, трудно понять весь ужас богооставленности древнего человека. «О если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к Престолу Его! — восклицает праведный Иов — ...Пусть бы Он только обратил бы внимание на меня… Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад и не нахожу Его. Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю и страшусь Его… Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас».

Даже Израиль с которым Бог заключил Завет и дал ему Закон, порой испытывал чувство богооставленности. Некоторые псалмы (21, 2-3; 73, 1) говорят о том, что люди часто ощущали в глубине сердца пустоту, которую может заполнить только Бог. Пророк Иезекииль видел славу Господню, которая оставила Иерусалим и Храм (Иез.10, 18; 11, 23). 400-летнее молчание Божие разделяет межзаветный период. Бог не посещал Свой народ после пророка Малахии, жившего за 430 лет до рождения Христа.

Античные авторы вторят библейским: «дружба с богом не допускает ни ответной любви, ни вообще какой бы то ни было любви. Ведь нелепо услышать от кого-то, что он «дружит с Зевсом» (Аристотель). Никакой бог с человеком не общается… не утруждают себя высшие боги до этого снисхождения» (Апулей).

Велика пропасть между человеком и Богом и в дохристианской истории человечества нередко можно видеть попытки ее преодоления. Но как бы близко не подходил человек к Богу в своих исканиях, подлинного единства не возникало, пока Бог сам не стал Человеком. Слово стало плотью, исполнилась мечта Иова о посреднике между Богом и людьми. В своем Воплощении Он настолько приблизился к нам, что теперь мы обращаемся к Безначальному и Непостижимому на «ты» и просим хлебушка у Творца галактик.

Но, желая соединиться с человеком, Бог не хотел нарушить нашу свободу. Потому-то, Пречистая Дева, которую Он избрал для своего Воплощения, не должна была стать лишь слепым орудием Божией Воли, но свободной соучастницей Божественного домостроительства.

На первый взгляд кажется, что ёе свободное согласие было естественно, и стать Божией Матерью почет, а не подвиг. Но мы на своем опыте знаем, что постоянно быть с Богом тяжело. Господь стоит у дверей нашего сердца и стучит, но мы не торопимся Ему открыть. Скорби и искушения становятся постоянными спутниками ступивших на путь усердного служения Господу.

Пресвятая Дева знала, что стать Божией Матерью, значит стать матерью всех скорбящих и обездоленных, сораспяться Христу, как о том пророчествовал Симеон Богоприимец: «И Тебе самой душу пройдет оружие» (Лк. 2, 34-35). И в этот праздник мы смотрим на Ее смирение и прославляем Ее только за то, что Она сказала несколько слов, но сказала глубоко и искренне: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И когда Господь хочет к нам придти, мы просим Ее, чтобы Она научила нас быть всегда готовыми и принимать Его со словами: «Вот мы, недостойные Божии слуги, пусть будет с нами по слову Твоему, по воле Твоей».

***

В двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы по народной традиции после Литургии в некоторых храмах выпускают голубей. В такие богородичные праздники, как Благовещение, православные особенно вспоминают что Богородица, Царица Небесная — Усердная Заступница рода христианского и Покров земли Российской.

Ведется на Руси добрый обычай выпускать в Благовещение птиц из клеток на волю — в знак того, что все живое радуется освобождению от греха. По слову Святейшего Патриарха Алексия II, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле поиск Царствия Божия». Также эта птица символизирует таинственное благодатное действие Святого Духа. А белоснежные крылья еще и символ чистоты Пресвятой Богородицы.